За полтора месяца до чемпионата мира сезон закончился для 15 команд КХЛ (из 23), в составах которых есть и кандидаты в сборную России. Порочна ли схема проведения национального первенства, предусматривающая непременное окончание финальной серии до старта мирового форума, спорят комментатор «НТВ-Плюс» Юрий Розанов и обозреватель «Спорта день за днем» Дмитрий Христич.
Без митингов
Юрий Розанов
Понимаю, это можно счесть хулиганством, но скажу: график Кубка Гагарина неплохо бы сверстать под график подготовки к чемпионату мира. И под этапы Евротура – тоже надо, хотя тут уже могут быть варианты. Тут уже можно надеяться (но не требовать на митинге), чтобы было наоборот. А вот что касается чемпионата мира – главной должна быть сборная.
И не говорите: «В НХЛ свой трофей – главный, остальное по остаточному принципу, а у нас ведь плей-офф тоже вон какой интересный!» Понимаю, что главный. Понимаю, что интересный, самому нравится. Но провозглашать это принципом можно и нужно не со старта, а когда все само уже начнет крутиться, как в НХЛ. Когда довод «в клубах игроки получают зарплату» не станет подталкивать к выводу: «Значит, только о клубе и надо заботиться». У нас то, что я понимаю под «остаточным принципом», пока немного другое, нежели у них.
У них с условного Курьянова не станут требовать больничный лист или телефонные звонки. У нас это обязательно. У нас указы работают в разы лучше законов. У них никогда не кричали: «Чемпионат мира не нужен никому». У них национальная идея (звезды с полосами или кленовый лист) и профессионализм (никто после провала не станет в интервью кивать на тяжелый календарь) уже давно резонируют. Они Кубок Стэнли хвалят, но чемпионат мира не ругают. И не ругали никогда. Что-то из серии «не замечать» – было. Но не чванливо, а просто – занимались другими делами. Чувствуете разницу?
А у нас, в стране, воспитанной на хоккейных чемпионатах мира, любой раздрай воспринимается едва ли не с удовольствием. Ведь это повод помитинговать. Пока это есть, пока широкую публику больше интересует вопрос «Кто виноват в истории с Курьяновым?», чем «Какой у Курьянова хват?», – до тех пор я буду сторонником вертикали.
КХЛ (плохо ли, хорошо ли) – работает. Тренерский штаб сборной – тоже. Мы – ждем повода найти нестыковку. Значит, мы ее (может, и непроизвольно) – хотим. Значит, мы ее и заслуживаем.
Для меня «временной фактор» – дело пятое. Будет обоюдное желание – рано или поздно пробьемся. Но не сейчас. Мне важнее, чтобы КХЛ, составляя календарь, думала об интересах сборной. И наоборот. И если сразу этого добиться нельзя, то на первых порах интересы сборной должны быть выше. Иначе и к четырнадцатому году мы опять по-журналистски подойдем, умея наступать на грабли. Ведь вопросы о стыковках и нестыковках и у нас пока возникают не на старте сезона.
На последнем молодежном чемпионате мира комментатор TSN Стефан Леруа подошел к нам с коллегой Крабу и начал спрашивать. Какие отели в Уфе вблизи арены? Какие достопримечательности в городе? Там МЧМ еще через два года, а они уже готовятся.
Когда у нас будет так, тогда и повода не будет спорить. Но будет у нас так, когда мы станем заодно. Другой возможности быть заодно, кроме государственной идеи, я не вижу. Она у русских всегда была, теперь вот только засунули куда-то. Хорошо хоть искать начинаем, пусть и в перерывах между митингами…
А я митинговать не любитель.
Новый уровень
Дмитрий Христич
К ак известно (а можно ли не верить Яромиру Ягру?), выиграть Кубок Гагарина скоро будет почетнее, чем Кубок Стэнли. Жаль только, что конкретные сроки этого «скоро» обозначены великим нападающим не были. Вот и приходится как-то домысливать столь важный момент самостоятельно, ориентируясь на внешние признаки. Которых пока немного.
Два сезона понадобилось КХЛ, чтобы ввести семиматчевые серии на всех стадиях плей-офф. Трех сезонов не хватило на то, чтобы полностью отказаться от спаренных матчей в кубковой стадии.
Впрочем, это мелочи, которые наверняка будут учтены в действительно ближайшем будущем. Другое дело, что сильно снижает престижность Кубка Гагарина чемпионат мира. Год назад решающую встречу плей-офф КХЛ и матч-открытие мирового первенства в Германии разделили 10 дней. На один день меньше пауза будет в нынешнем сезоне (если финальная серия Кубка Гагарина затянется до семи матчей – а иначе пока и не бывало). А ведь в эти сроки втискивается и еще один этап Евротура. Времени на то, чтобы с размахом отметить завершение плей-офф, извлечь максимальную медийную пользу из столь важного события – венца долгого и трудного сезона – явно недостаточно. Куда там, пора на чемпионат мира, ведь предстоит очередное сражение со вторым составом сборной Канады…
Конечно, это излишне радикально и не слишком в духе так любимых нами «славных традиций», но пора признать: чемпионат мира по хоккею – не слишком значимое событие в спортивном мире. По крайней мере, очевидных преимуществ, позволяющих ему претендовать на более высокий, по сравнению с Кубком Гагарина, статус у него нет. Туда не приезжают не то что вообще лучшие, но и хотя бы лучшие из свободных хоккеисты.
Кстати, сейчас проблема синхронизации чемпионата КХЛ с мировым стоит еще не максимально остро. Лига неустанно (хотя в последнее время и менее громогласно) говорит о возможных вариантах расширения во все стороны: президент Александр Медведев больше смотрит в сторону Европы, а председатель совета директоров Вячеслав Фетисов грезит созданием азиатского дивизиона. Увеличение числа команд неизбежно повлечет за собой удлинение регулярного чемпионата.
Только не надо думать, что мне плевать на сборную. Ей отказ КХЛ от «впихивания» плей-офф в период до ЧМ может и помочь. Надо только смириться, что сборная будет составлена из игроков вылетевших на ранних стадиях клубов. И это не значит, что она будет хуже: в конце концов, примеров провалов максимально звездных составов достаточно. Да и состояние национальной команды вполне может оказаться заметно лучше. При нынешней схеме игроки из КХЛ подходят к чемпионату мира либо после значительного перерыва (в таком состоянии сейчас, например, кандидаты в сборную Василий Кошечкин, Евгений Кузнецов и Константин Горовиков), либо – после полуфинальных и финальных (а значит, наиболее ожесточенных) серий Кубка Гагарина. Да и пусть вынужденное, но все-таки привлечение к играм на таком уровне большей обоймы хоккеистов нам тоже не повредит.