Он мог по-прежнему выступать в Англии, но вернулся в Россию. Он мог сыграть на чемпионате Европы, но по решению тренера остался дома. Он мог злорадствовать по случаю неудачи сборной, но искренне расстроился после поражения от греков. Хотя кто знает — может быть, именно Билялетдинова, умеющего отдать острый последний пас, и не хватило нашей команде в решающем матче. Он долгое время не давал интервью и одно из редких исключений сделал для нашей газеты, рассказав об Эмери, о Евро и о себе.
Эмери прививает команде испанский стиль
— Мы уже полторы недели готовимся к сезону, — рассказывает бронзовый призер Евро-2008. — После отпуска чувствую себя нормально. В принципе, тренировки не прекращал. Да, была небольшая пауза, но потом выполнял данную тренерами программу. Ну и отдохнуть, конечно, успел — мы съездили на море, покупались, позагорали (улыбается).
— Конечно, не дело игроков оценивать тренеров, тем не менее не могу не спросить вас о новом наставнике «Спартака» Унаи Эмери.
— Работать с ним интересно. Как вы понимаете, на первых порах всегда получаешь какие-то новые ощущения. Я работал со многими специалистами, имеющими разные взгляды на футбол, и вижу, что Эмери прививает команде испанский стиль: держание мяча, культура паса, агрессивная игра в атаке. Таковы веяния современного футбола. И, кстати, Карпин работал в подобном ключе.
— Какие-то новые упражнения появились в тренировочном процессе?
— Конечно! У каждого тренера существует свой набор упражнений, который он считает необходимым для работы.
— Вы универсальный футболист и можете сыграть практически на любой позиции: в середине поля, крайним атакующим хавбеком или даже слева в защите, как эпизодами в сборной при Хиддинке. Эмери не говорил, где хочет вас использовать?
— Пока конкретного разговора не было. Но в принципе мы можем меняться местами в линии атаки, что мне очень импонирует. То есть можно не привязываться к бровке, а барражировать по всему фронту атаки.
— Видели ли вы матчи «Валенсии» и представляете ли, какой футбол в исполнении «Спартака» хочет видеть Эмери?
— Вживую был на одной игре Лиги чемпионов, «Манчестер Юнайтед» — «Валенсия». Кажется, матч закончился со счетом 1:1. Видел и пару матчей испанцев по телевизору, так что, конечно, кое-какое представление имею.
— С игроками Эмери общается через переводчика?
— Нет. У нас есть тренеры, которые хорошо говорят по-испански.
— Каковы ближайшие планы команды?
— Пока мы тренируемся в Тарасовке, а в начале июля улетаем на сборы за границу.
— «Спартак» уже в четвертом туре чемпионата России сыграет в гостях с «Зенитом». Как вам такой поворот календаря?
— Отлично! Значит, не надо будет долго раскачиваться. Тем более что с последним визитом в Санкт-Петербург у нас связаны приятные воспоминания (улыбается).
— В одном из интервью Эмери дал понять, что «Спартак» в этом сезоне собирается дать бой «Зениту». Реально ли нарушить гегемонию петербургского клуба?
— Скажу так: команде всегда должна сопутствовать чемпионская удача, чтобы даже при плохих играх набирать очки. Вот в таком случае мы вполне сможем решить такую задачу. Тем более практика показала, что с «Зенитом» вполне можно играть. В том числе и в Питере.
— Отдаете себе отчет в том, что в августе «Спартак» ждет тяжелейшее испытание в квалификационном турнире Лиги чемпионов?
— Да. Я давно не принимал участия в таком турнире, поэтому лично для меня это знаковое событие.
— Наверное, не только для вас, но и для всего «Спартака», не так ли?
— Безусловно.
На Евро играл бы мало
— Невозможно обойти стороной тему сборной России. Вы работали с Адвокатом, прекрасно знаете всех ребят, поэтому наверняка имеете ответ на вопрос, что произошло в матче с Грецией.
— Я думаю, сказались два фактора. Во-первых, после первого поединка, выигранного у чехов, все начали взахлеб хвалить нашу команду. Может быть, многое сказано было по делу, но в этом вопросе с учетом нашего менталитета есть тонкие моменты. Плохо, что не смогли выиграть у Польши. Да, сборная России была фаворитом в матче с Грецией, но мы знаем, чем порой могут заканчиваться такие встречи. Ну и, во-вторых, сказалось банальное невезение. Мы играли сильнее всех в группе — это объективно. Просто надо было реализовывать свои моменты, и тогда бы сейчас никто ничего не говорил.
— Что, сидя у телевизора, чувствует футболист, прошедший с командой весь отборочный цикл, но не включенный в заявку на финальную часть чемпионата Европы?
— Я прекрасно отдавал себе отчет в том, что, если бы даже поехал на Евро, играл бы мало. Или вообще не играл. Ориентира на меня не было. Ориентир — это «Зенит». Да, поначалу я переживал, но потом успокоился и наблюдал за игрой сборной как обычный болельщик. Волновался за ребят и очень расстроился после поражения от греков. Хотелось продлить праздник, но футбол есть футбол. Подобного развития событий, конечно, никто не ожидал.
— Вы прошли Марибор и представляете, как трудно восстанавливаться после таких неудач с психологической точки зрения. Но при этом не за горами новый отборочный цикл, причем непопадание на третий подряд чемпионат мира никому не простят. Как же готовиться к очередным важнейшим матчам?
— В первую очередь успокоиться, отфильтровать и проанализировать. Схлынут эмоции, успокоятся нервы, отпишутся корреспонденты, отговорят комментаторы и аналитики. А потом необходимо идти дальше. В конце концов, футбол — это просто игра, побеждать в которой получается далеко не всегда. Последующие моменты часто оказываются несоизмеримо важнее, чем неудачи.
— Возглавить национальную команду должен иностранец или отечественный футболист?
— Сложно сказать, какой вектор сейчас выберет Российский футбольный союз. Но нам, футболистам, надо любое решение РФС принимать как данность. Мы должны работать с тем, кого назначат. Обсуждение кадровых решений не входит в нашу компетенцию.
— Между тем на чемпионате Европы наступает пора решающих матчей. Кто, на ваш взгляд, остается главным фаворитом этого турнира?
— Безусловно, Испания и Германия. Мне лично понравилась Франция.
— Не за горами и старт нового чемпионата России. «Спартак» вступает в новый сезон с новым тренером и прежними, чемпионскими, амбициями. Каковы ваши личные ожидания, Динияр?
— В первую очередь хотелось бы поймать игровой ритм и на мажорной ноте закончить нынешний календарный год. А весной бороться за первое место. Ну и конечно, попасть в групповой турнир Лиги чемпионов.