Год назад он был преисполнен оптимизма и даже выглядел самоуверенным. Однако сезон в России для звезды из Черногории сложился не лучшим образом. То ли он недооценил наш чемпионат, то ли другие обстоятельства помешали раскрыться.
Такое ощущение, что теперь тренеры «Сатурна» особо выделяют его во время занятий, часто покрикивая: «Симон, мягче передачу! Симон, возвращайся! Симон, передерживаешь!» Как будто Вайсс и Хипп пытаются восстановить справедливость и сделать так, чтобы талант Вукчевича по-настоящему засверкал.
– Честно говоря, не сказал бы, что чувствую к себе повышенное внимание, – говорит Симон корреспонденту «Спорта» в фойе отеля «Глория Верде». – В любом случае отдаю себя всего и в тренировках, и в играх, потому что чувствую, что будущий год будет не таким, как прошлый.
– Что же случилось в прошлом сезоне?
– Надо сказать, и у команды в целом не слишком все получалось. Мы заняли всего лишь 11-е место, сыграли много ничьих. Не получается у команды – трудно сверкать и кому-то одному. Впрочем, я не воспринимаю прошлый год только с негативной точки зрения. Я очень многому научился, многое понял, чтобы расти в будущем. Теперь у меня есть самое главное – опыт выступления в чужой стране. Моя голова готова к дальнейшим испытаниям, чего, пожалуй, не было год назад.
– А чего не хватило команде «Сатурн» в целом?
– Показывали неплохой футбол. Но мы должны как команда прибавить в стремлении выигрывать каждый матч, будь-то товарищеский или официальный. Сыграли вничью со «Спартаком» – ничего хорошего! Плохо, что не выиграли! С ЦСКА – то же самое. Мы должны уметь забивать на один гол больше, чем соперник в любой ситуации.
– Чувствовал давление на себе со стороны СМИ?
– Нет. Газет не читал, телевизор смотрел редко. При этом считаю, что каждый журналист имеет право на свое мнение, но я не зацикливаюсь на том, что обо мне говорят.
– Поддерживал ли ты связь с семьей?
– Безусловно, я общался с родными, но не плакался им в жилетку. Все проблемы я должен переживать сам, плохо мне или хорошо. Проблемы – это тоже школа. В моем возрасте они все разрешимы.
– Как прошел первый год в Москве?
– Если честно, то было тяжело. Очень. Я постоянно говорил на чужих языках: английском, испанском, итальянском, русском, но только не на своем родном. Чувствовал себя одиноко, не мог толком расслабиться, в какой-то момент даже перестал ощущать веру в себя. Помню, в «Партизане» выходил на поле, и с первых минут все начинало получаться. В России этого не было, от меня постепенно уходила уверенность. К счастью, это в прошлом. Сейчас я в порядке.
– С кем проводишь свободное время, когда живешь в России?
– С Душаном Петковичем. Мы все время вместе, в Москве или Белграде. Это мой друг, он мне очень помогал.
– А на поле с кем наладил взаимопонимание?
– (Надолго задумывается.) Мне еще никто такой вопрос не задавал, надо подумать. Наверное, проще всего было с Чеснаускисом. С тем же Душаном. Если брать вообще футболистов по их качеству, то выделил бы всю защиту, особенно Петраша. Еще назвал бы Игонина. Да вообще, у нас хорошая команда. Осталось добиться результата, невзирая на судей, соперников и все сопутствующие обстоятельства.
– Что скажешь о российской премьер-лиге?
– Она очень-очень сильная. Честно. Я не ожидал даже, что так будет трудно.
– Может, в России слишком жестко играют?
– Нет, это ни при чем! Напротив, я обожаю матчи, в которых идет настоящая борьба, когда искры летят. Тогда, как правило, показываю свой лучший футбол, потому что завожусь по-настоящему.
– Твое мнение об искусственных полях?
– Для футболистов играть на синтетике не очень полезно для здоровья, да и неудобно. Зато эти поля ровные, и в плохую погоду все-таки лучше проводить матчи на них, чем на плохих полянах.
– Как считаешь, на систему «осень-весна» российский чемпионат надо переводить?
– Мне, честно говоря, все равно. И так удобно. Система – не самое главное. Главное для меня сейчас – делать все, что говорит тренер. А летом или весной это будет – неважно.
– Кстати, о тренере. Ты помнишь, что именно Владимир Вайсс и его «Артмедиа» в сезоне-2005/06 выбили в третьем квалификационном раунде Лиги чемпионов «Партизан», за который ты играл, и не позволили попасть ему в групповой турнир?
– Как я могу этого не помнить! Тот матч в Белграде, проигранный по пенальти, я не забуду всю свою жизнь. Мы упустили шанс выступить в элите. При этом могли спокойно забить три-четыре мяча и выиграть, но не реализовали ни одного момента. Ужасная несправедливость!
– Партнеры по «Сатурну» – Дюрица, Обжера, Петраш, тогда игравшие за «Артмедиа», разделяют твою точку зрения?
– Да. С ней все вынуждены были согласиться.
– «Сатурн» под руководством Вайсса похож на его «Артмедиа»?
– Не сказал бы. Общие черты, конечно, есть, но здесь у нашего тренера совершенно иной набор исполнителей, а он слепо ничего не копирует. Схема, по большому счету, диктуется подбором игроков.
– Симон, ты решил выступать за сборную Черногории. Почему ты решился на такой выбор? Осознаешь, что можешь никогда не сыграть ни на чемпионате Европы, ни на чемпионате мира?
– Этот же вопрос мне задавали и в Сербии. Журналисты были шокированы. Мол, как же так, тебя воспитал сербский клуб, «Партизан»! Я отвечал так: да, я люблю Сербию, она многое мне дала, но Черногория – моя родина, родина отца и матери. Получается, согласившись играть за Сербию, я продал бы себя за возможные успехи. Нет, я никогда и не думал отказываться от того, что я черногорец!
– Президент Федерации футбола Черногории и известный в прошлом футболист «Милана» Деян Савичевич – твой духовный наставник. Что он советовал тебе в прошлом году?
– Что он обычно говорит: бороться за осуществление своей мечты. Мне не нужно теперь это повторять – я уверен, что в этом году у футболиста Вукчевича получится что-то особенное.
Белек
Кстати
Проколы селекции
Переход в «Сатурн» Симона Вукчевича стал едва ли не главным событием прошлого межсезонья. За талантливым плеймейкером «Партизана» охотились многие крупные «акулы» европейского футбола, но он выбрал Подмосковье.
Однако первый год в России у черногорца совсем не заладился, так что в конце сезона трансфер Вукчевича был признан одним из самых худших по соотношению «ожидания – полученный результат». Впрочем, к подобным «проколам селекции» мы уже привыкли: достаточно назвать Фернандо Кавенаги и Манише.
Вот и в минувшем сезоне в нашей премьер-лиге не раскрылись вполне квалифицированные футболисты: Андрес Мендоса, Амр Заки, Жорже Луиш, Элдин Якупович, Бранислав Фодрек, Гжегош Пехна, Вальтер Гарсия. Смазанным получилось возвращение в Россию Франциско Лимы, не оправдал надежд спартаковец Квинси Овусу-Абейе, а самым неудачным трансфером внутри страны, пожалуй, стал переход из «Кубани» в «Торпедо» Любомира Кантонистова…
Как-то сложится для Вукчевича второй год в «Сатурне»?