В субботу в центральном матче 37-го тура московский «Спартак» принимает петербургский «Зенит». Как команда Валерия Карпина готовится к этой встрече и можно ли сравнивать уровень российского и английского футбола — на эти и другие темы на страницах «Спорта» рассуждает полузащитник «Спартака» Динияр Билялетдинов.
Семья счастлива
— О футболе поговорим чуть позже, но начать нашу беседу позвольте с поздравлений по случаю рождения сына, Динияр!
— Спасибо большое!
— Как назвали наследника?
— Тимур. Это было предложение моего папы, которое нам очень понравилось.
— Тимур Диниярович. Звучит!
— Да! Мы давно купили домой детскую мебель, причем кроватку собрал собственноручно (улыбается).
— Показалось, что событие оказало позитивное влияние на вашу игру в матче с «Динамо».
— Да, это действительно окрылило. Семья счастлива, на меня появление малыша на свет оказывает самое позитивное влияние!
О принципиальности взаимоотношений «Спартака» и «Зенита» наслышан
— В минувшее воскресенье «Спартак» одержал важную победу над «Динамо». Что предопределило результат?
— Мастерство нашего вратаря и наших нападающих! (Улыбается.)
— Условия проведения встречи были экстремальными — метель, снег, раскисшее поле. Как же игралось в таких ужасающих условиях?
— Это, конечно, не поле, а болото, но матч все равно получился зрелищным.
— Что же помешало «Спартаку» сыграть с таким же настроем в принципиальном матче с ЦСКА?
— Я считаю, тогда нам не хватило движения на последней трети поля. Не скажу, что мы не полностью выложились в этой встрече, но, на мой взгляд, такие матчи надо играть на пределе возможностей, выкладываться гораздо больше, чем на сто процентов. Впрочем, это уже дела минувших дней. Надо сделать правильные выводы и двигаться дальше. Теперь на повестке дня другой важный соперник — «Зенит». Мы решаем свои задачи, «Зенит» — свои. Так уж тут, что называется, кто кого.
— Можно ли сказать, что для «Спартака» это будет едва ли не ключевая встреча в борьбе за медали чемпионата?
— Скажу так: задуматься об игре с «Зенитом» надо очень серьезно, потому что мы приближаемся к экватору третьей части чемпионата. И, конечно, нельзя сбрасывать со счетов принципиальный характер предстоящей дуэли.
— Вам что-нибудь рассказывали об истории взаимоотношений «Спартака» и «Зенита»?
— Да, я наслышан об этом. В свое время у «Локомотива», за который я выступал, не было матчей такого накала, как «Спартак» — ЦСКА или «Спартак» — «Зенит».
— Игра пойдет от ножа?
— Не хочу сказать, что «надеюсь». Лучше отвечу: «Наверное, да». При этом на кону — конкретные очки, каждой команде надо решать свои задачи. Используя известный журналистский штамп, резюмирую: «Это будет игра за шесть очков».
— Победа над «Динамо» придаст вашей команде дополнительный заряд эмоций?
— Надеюсь на это.
— «Зенит» не сумел выиграть у «Рубина», но «Спартак» все равно отстает от петербуржцев на девять очков. Реально ли вам догнать команду Лучано Спаллетти?
— Если выиграем в субботу, то это возможно.
Уверенность приходит после побед
— Насколько комфортно вам в нынешних тактических построениях «Спартака»?
— По-разному. Но я думаю, что везде надо стараться выкладываться по максимуму. Не сказал бы, что полностью вжился в спартаковскую игру. Еще есть над чем работать.
— Пресса пока сдержанно оценивает вашу игру, хотя критических стрел в ваш адрес после игры с ЦСКА было выпушено немало. Вот и в матче с «Динамо» вы вышли на замену только в концовке встречи...
— Надеюсь, после победы над «Динамо» все пойдет по-другому.
— Неужели вас не задевают фразы типа: «Игра Билялетдинова разочаровала. По всей видимости, он решил отложить настоящее возвращение до лучших времен» и тому подобное?
— Так вот? Ну ладно! Повторюсь, уверенность приходит после побед.
— У вас нет ощущения, что «Спартак» испытывает проблемы из-за переизбытка высококлассных футболистов группы атаки? Это ведь нарушает гармонию всей игры, не так ли?
— Отчасти такое может быть. Но на то она и конкуренция, да и тренеры знают, что делают.
— При этом один из лидеров нападения, бразилец Веллитон, выбыл до конца сезона. В футбольных кругах поговаривают, что это была месть за травму Игоря Акинфеева.
— Сложно сказать, присутствовал ли в том столкновении злой умысел. Не знаю. Хотя, возможно, и было что-то подобное.
— С кем из спартаковцев особенно сблизились за последнее время?
— Некоторых ребят знал давно. С Артемом Ребровым вообще знаком с детства, поскольку играли в одной команде. Знал братьев Комбаровых, Андрея Диканя, Женю Макеева. В сборной пересекались с Паршивлюком и Дзюбой. Так что недостатка в общении не испытывал.
Английская премьер-лига — совсем другой продукт
— С момента вашего первого официального матча после возвращения из Англии прошел месяц. Можете объективно оценить нынешний уровень чемпионата России? И насколько серьезные изменения претерпела премьер-лига с тех пор, как вы играли за «Локомотив»?
— Такие проекты, как «Анжи», придают новизну отечественному футболу. Потом не надо забывать, что я приехал на заключительный этап чемпионата, в котором все игры проходят в условиях ажиотажа. Так что с этой точки зрения наш чемпионат, конечно, сделал шаг вперед.
— А уместны ли сравнения с английской премьер-лигой?
— Вы знаете, это совсем другой продукт. Это касается и освещения матчей, и телевизионной картинки, и качества полей, и уровня стадионов. Все в комплексе и создает ажиотаж вокруг английского футбола. Поэтому сравнивать пока рано. Хотя если двигаться в правильном направлении и много работать, в России можно добиться таких же успехов. Но на данный момент нам похвастаться нечем. Все придет только со временем.
— Хорошо. А с точки зрения собственно футбола? Известен штамп, что в России на первом плане находится физическая борьба, в Италии — тактическая подготовка, а Англии — динамика игры.
— В Англии тоже есть команды, которые используют различные стратегии. В конечном счете футбол — это игра, а не борьба и не бокс.
— После Англии чувствуете себя комфортно в российском футболе?
— Пока да. А дальше посмотрим (улыбается).
— Признайтесь честно — не жалеете о решении покинуть «Эвертон»?
— Нет, абсолютно.
— Английские связи сохранились?
— Да, конечно. С рождением сына меня поздравили Ян Муха, Шеймус Коулман, администратор и второй тренер «Эвертона». Мы не забываем друг друга.
— В Ливерпуль собираетесь наведаться?
— Посмотрим, как будет со временем. Хотя, конечно, хотелось бы.
— В последнем туре «Спартак» сыграет в Черкизове против «Локомотива». Представляете свои ощущения, когда выйдете на эту игру?
— Пока нет. Но придет день, обязательно пойму! (Улыбается.)
— Вас, кстати, не удивило крупное поражение «железнодорожников» в кубковом матче от «Рубина»?
— Удивило. Если честно, я сначала и не понял, что произошло. Когда мне сказали счет, думал, пошутили. Но проверил — оказалось правдой. Объяснение этому дать сложно. Может быть, уступили потому, что играли в Грозном. Но не знаю, сложный вопрос. Это их проблемы.
— Как часто вспоминаете о сборной России?
— Пока не до этого. Придет время, буду думать.
— Возвращение в Россию повысило ваши шансы попасть на чемпионат Европы?
— Это уже зависит не от меня. Решение примет только главный тренер.
— Специалисты утверждают, что вы входите в когорту «неприкасаемых».
— Мне сложно судить. Все может поменяться в любой момент.