Капитан «Локомотива» Динияр Билялетдинов, пропустивший из-за травмы без малого два месяца, сейчас вместе с командой готовится ко второй части сезона. О том, как изменился «Локомотив» за последние полтора года и с начала сезона, что именно помогло наладить микроклимат в команде, а также о том, каким видится ему идеальный капитан команды, 24-летний полузащитник «железнодорожников» рассказал в эксклюзивном интервью «Спорту».
Лучший ритм — две игры в неделю
— «Локомотив» не очень здорово провел первую часть чемпионата. Летняя паузка в этом смысле как нельзя кстати?
— Если воспринимать ее как возможность что-то переосмыслить и пересмотреть, внести какие-то изменения в подготовку — безусловно. В то же время из игрового ритма она все-таки выбивает. Поэтому у нас здесь, в Австрии, и запланировано сразу четыре контрольных матча. Впрочем, в этом смысле все команды премьер-лиги находятся в равных условиях.
— «Локомотив» к началу лета успел этот самый ритм поймать?
— Как мне кажется, успел. Хотя самый лучший ритм — это когда ты проводишь по две игры в неделю.
— В нынешнем сезоне игроки «Локомотива» не устают повторять, что микроклимат в команде сейчас не в пример лучше того, что был полтора-два года назад. А в чем это проявляется?
— В первую очередь мы не можем и не должны друг на друга обижаться. Если я не попадаю в состав, то должен прежде всего задуматься: почему так происходит? А когда вместо этого начинаются обиды, косые взгляды, шушуканье вполголоса, разлаживается весь механизм в целом. Потому что такое настроение быстро передается и кому-то другому: если ему можно показывать свою обиду, то почему этого нельзя делать мне?
— Сейчас «Локомотив» от этой болезни излечился?
— На мой взгляд, мы этот этап уже миновали. Природа и эмоциональная основа таких обид понятны. Но все это должно направляться в нужное русло. Начни с себя, докажи всем, а не обижайся и не маши рукой: мол, я такой хороший футболист, а меня не понимают.
— Чья заслуга в том, что вы от этого избавились?
— Отчасти — тренеров. А еще это просто всем уже надоело. Через комок событий сами пришли к выводу, что от такого подхода лучше не будет никому.
Сделать новый «Локомотив», а уж потом со старым сравнивать
— С приходом на пост главного тренера Юрия Семина к вопросам, почему команда не оправдывает авансов, добавились еще и сравнения: мол, вот было бы хорошо вернуть теперь и «Локомотив» начала 2000-х. Праздные разговоры?
— По моему мнению, да. Все это уже стало историей, но даже самые приятные моменты невозможно пережить заново. Так что самое правильное — попробовать сейчас создать команду, которая сможет как минимум повторить те же достижения, что и тот «Локомотив». А уже потом можно будет что-то сравнивать и сопоставлять.
— Чем на самом деле был уникален тот «Локомотив», по которому все сейчас дружно ностальгируют?
— Прежде всего, та команда строилась достаточно продолжительное время. Большинство игроков выступали вместе не один год — фактически росли вместе с командой. Это позволяло и селекцию вести точечно, приобретая игроков на конкретные позиции под стиль игры команды. Да и самим новичкам было в этих условиях легче «притираться».
— Сейчас реально воплотить в жизнь такой же способ построения команды?
— Едва ли. Не могу, конечно, судить за всех — у каждого клуба свои цели, задачи и приоритеты. Но в целом нынешние реалии такую возможность допускают редко: футболисты приходят и уходят гораздо чаще, поэтому такого количества времени у тренеров, как правило, не бывает. Но это говорит лишь о том, что для построения команды сейчас требуются иные методы и принципы, а не о том, что это невозможно сделать.
— Один из лучших тому примеров — работа Юрия Семина в «Динамо», где удалось создать фактически новую команду за какие-то полтора года. Впрочем, по стилю киевляне — едва ли не полная противоположность «Локомотиву».
— У каждого тренера есть свои излюбленные схемы и свое видение того, как именно должна играть его команда. Однако учитывать то, какие игроки имеются в твоем распоряжении, какая модель игры им подходит больше и, самое главное, традиции клуба, также приходится. У «Динамо», кажется, еще с союзных времен во главу угла ставились скоростная выносливость, длинные передачи, «раскачивание» по флангам. «Локомотив» же больше привык к короткому пасу, быстрому розыгрышу мяча.
— Выходит, что либо хороший тренер со временем может поменять свою философию, либо он умеет правильно приспосабливаться к традициям клуба, в котором в данный момент работает?
— Талант тренера как раз в том и состоит, чтобы после прихода в клуб и его традиции соблюсти, и что-то свое показать. Семину в Киеве это удалось на все сто процентов — результаты и игровой почерк команды свидетельствуют об этом гораздо лучше слов. Точно так же все могут с ходу узнать почерк «Манчестер Юнайтед» или, например, «Барселоны».
— Но там главный тренер чаще всего является продуктом клубной системы. Тот же Хосеп Гвардьола до своего триумфа на этом посту много лет отдал «Барсе» как игрок, а затем долгое время работал в структуре клуба.
— Как мне кажется, это вовсе не обязательное условие. Опять же в качестве примера можно привести того же Юрия Палыча в киевском «Динамо». Или Гуса Хиддинка в «Челси». Уважение клубных традиций вкупе с тренерским мастерством делают это возможным. А для самого тренера это тоже полезно, поскольку помогает обогатиться полезным опытом.
Плюс на минус
— С тренерами разобрались. А себя можете представить играющим в команде, использующей преимущественно длинные передачи?
— Честно говоря, пока не могу. Хотя бы потому, что никогда прежде в таких командах не играл. И «Локомотив», и сборная России привыкли действовать в другой манере.
— Между тем в том же «Локомотиве» довелось поиграть практически на всех позициях в средней линии. Вам самому какая милее?
— Что-то вроде инсайда. Сейчас многие используют такую схему, потому что есть хорошие крайние защитники, умеющие заполнять зону, закрывать всю бровку. Играть в центре полузащиты или быть жестко привязанным к какому-то одному флангу — не по мне.
— Стало быть, все разговоры о том, что именно вы можете заменить Дмитрия Лоськова, — бред?
— Скорее всего, естественная, но эмоциональная реакция. Когда уходит человек, через которого на протяжении нескольких лет строилась игра команды, она поневоле на некоторое время впадает в ступор. Поэтому первый эмоциональный позыв — как можно быстрее отыскать замену.
— А если убрать эмоции, такой подход в корне неверен?
— Почему же? Если в распоряжении есть игрок, который по своим качествам похож на ушедшего, то такой подход оправдан. Однако таких футболистов, как Дмитрий Лоськов, во всей премьер-лиге не найдешь. Так что правильнее в такой ситуации не искать замену, а попытаться привить команде другую модель игры.
— Обязательно ли в современном футболе иметь одного ярко выраженного плеймейкера?
— На мой взгляд, нет. Но только если у твоей команды есть по меньшей мере пять игроков, которые способны быстро перемещаться, хорошо друг друга понимают и за счет быстрого взаимодействия доводят до ума любую атаку. Пример — сборная Испании на прошлогоднем Евро. Да и у «Барсы» сейчас тоже нет одного ярко выраженного плеймейкера, зато есть цельная и эффективная группа атаки. В то же время даже очень сильная команда вполне может играть с плеймейкером — все зависит от индивидуальных качеств футболиста.
— Вы ярко дебютировали в сезоне-2004, завоевав место в основном составе и выиграв с «Локомотивом» чемпионат России. Какие из последующих сезонов можете однозначно занести себе в актив?
— Годом позже мы с «Локомотивом» заняли третье место, что тоже неплохо, а я сам тогда впервые попал в сборную России. В 2006 году мы снова заняли третье место, но смазали впечатление поражением от «Зюлте-Варегема» уже в первом раунде Кубка УЕФА. В 2007-м выиграли Кубок России, но плохо выступили в чемпионате. Наконец, в прошлом году была бронзовая медаль на Евро, хотя сезон в «Локомотиве» в актив никак не занесешь. Поступательного движения не получается. Но зато каждый сезон все равно дает какой-то полезный опыт.
— Но пока на каждый плюс находится как минимум один минус «пожирнее».
— Очень редко бывает, чтобы все сразу было «в шоколаде». Чаще всего все налаживается и развивается постепенно: либо в жизни в какой-то момент не заладится, но зато в футболе попрет, либо наоборот. Важно правильно относиться к этим минусам — не паниковать, а понимать, где здесь твоя вина и над чем нужно поработать.
— В прошлом сезоне у вас были достаточно натянутые взаимоотношения с болельщиками. До какой степени они были неправы?
— Честно говоря, я и сам не понял, с чего началась вся эта история. Наверное, нашлись люди, которым что-то не понравилось — не только в моей игре, но и, возможно, в каком-то интервью, — и пошло-поехало. Думаю, что сейчас все закончилось и все вопросы закрыты. Ведь ни мне, ни команде, ни самим болельщикам такая позиция на пользу не идет. Если и дальше будет выдерживаться нормальный тон, то это положительно скажется на эмоциях, с которыми люди приходят на стадион и с которыми его покидают. Так же и команде будет легче, если мы будем выходить на поле и знать: болельщики пришли сюда поддержать нас, придать сил, а не для того, чтобы достать из-за пазухи обидный баннер, который припасли заранее. Думаю, все постепенно выходит на такой уровень взаимоотношений.
— Как сами можете оценить для себя лично первую половину сезона?
— Пока оценивать трудно — все-таки из-за травмы я полностью сыграл лишь половину матчей. Но по-настоящему провальным как для себя лично, так и для команды в целом могу назвать, по сути, один матч — с ЦСКА в «Лужниках». Остальные к этой категории не отнесешь, хотя очки не набираем. И вот за эти недобранные очки мы и должны спрашивать в первую очередь друг с друга.
Принцип «Делай как я»
— Два года назад вы признавали, что до настоящего капитана вам еще нужно расти. Сейчас чувствуете, что доросли?
— Капитан — это очень личная черта, которая появляется в тебе со временем, но при этом далеко не всегда выражается в каких-то внешних проявлениях. Лично я не хочу быть таким капитаном, образ которого мне постоянно пытаются навязать в прессе или с трибун: мол, давай заводи всех, бей изо всей силы соперника по ногам, «пихай» всем и каждому, будь то хоть опытный Дима Сенников или вчерашний дублер.
— То есть люди хотят видеть прежде всего некую «витрину».
— Да. И далеко не все задумываются, что суть капитана состоит не в какой-то шумной браваде, а совершенно в другом. И примеров тому уйма. Понимаю, что мнений на самом деле много. Но у меня свое видение этой проблемы, которое я считаю правильным. И в команде меня тоже понимают.
— Какой тип капитана вам наиболее симпатичен?
— Который подает пример в первую очередь своей собственной игрой. Я вот ни разу не видел, чтобы Алессандро дель Пьеро на поле на кого-то наорал или ударил по ногам. Или взять Паоло Мальдини — всегда спокоен, знает свое дело, работает. Не помню, чтобы Стивен Джеррард в какую-нибудь свару залез, но разве это плохой капитан? Зато от всех этих людей исходит уверенность, каждый из них — харизма.
— Если суммировать, вам больше по душе принцип «Делай как я».
— Да. Взять хоть финал Лиги чемпионов «Милан» — «Ливерпуль» в Стамбуле, когда Джеррард повел всю команду за собой и помог отыграть три мяча. Брать в такие моменты все в свои руки и делать так, чтобы у других выросли крылья, — удел великих футболистов и людей.
— Прошлым летом вы подписали новый 5-летний контракт с «Локомотивом». Параллельно с этим в прессе муссировались слухи о том, что вас очень хочет видеть в своих рядах «Зенит». Почему в таком случае решили не афишировать, что продлеваете отношения с родным клубом? Разве это не помогло бы заткнуть рот какой-то части критиков?
— Не люблю я всю эту шумиху и не вижу в ней смысла. Особенно в той ситуации, в какой команда находилась в прошлом году. Сделай клуб из подписания нового соглашения PR-акцию, непременно нашлись бы люди, которые не преминули бы сказать: «Раз никуда не уходит, значит, что-то себе «урвал» и здесь». Ну и к чему оно было? А информация о «Зените» исходила точно не от меня.
— Как говорится, на каждый роток не накинешь платок. Уже зимой, насколько я знаю, у вас были варианты и за границей. Какие были стимулы остаться?
— Когда чувствуешь, что твое находится здесь, или просто есть хотя бы какие-то колебания, это верный признак — никуда бросаться не стоит. На мой взгляд, я еще здесь показал не так много, как мог бы и еще, надеюсь, смогу. Самоцели уехать за границу не было никогда. Но если уж уезжать, то только в команду с громким именем. А для этого нужно сначала добиться многого дома.
— Аршавин и Павлюченко добились многого?
— Думаю, что да. Аршавин выиграл с «Зенитом» чемпионат России, Кубок УЕФА и Суперкубок Европы. Павлюченко несколько лет подряд был в лидерах среди бомбардиров чемпионата. Оба завоевали бронзу на Евро. Так что все заслуженно.
— Получится у Жиркова в «Челси»?
— Сейчас трудно сказать, как будет играть «Челси» при новом тренере и как именно Карло Анчелотти будет его использовать. Но в том, что Юра по уровню как минимум не уступает тому же Малуда, у меня лично сомнений нет.
Матч с Израилем стал уроком
— Из-за травм пропустили несколько матчей сборной России в нынешнем отборочном цикле. Нет ощущения, что нечто серьезное проходит мимо вас?
— Это жизнь, и к этому нужно относиться философски. Многие, бывает, получают желтую или красную карточку в полуфинале большого турнира и пропускают из-за этого решающую игру. Наверное, это еще обиднее. У меня же есть возможность все наверстать. Другое дело, что одного лишь отсутствия травм для этого недостаточно. Нужно еще и работать на совесть, и показывать себя в матчах за клуб.
— Что нужно сделать сборной России, чтобы занять первое место в группе и избежать стыковых встреч?
— В первую очередь — не повторить ошибок предыдущего отборочного цикла. Тогда мы обыграли дома Англию и посчитали задачу выполненной. История с гостевым матчем с Израилем должна стать для нас уроком. В этом смысле хорошо, что в этом году матч с Уэльсом идет у нас до встречи с Германией.
— Напоследок снова о «Локомотиве». Какой бы вам хотелось видеть свою команду в оставшейся части сезона?
— Играющей в красивый футбол, получающей от этого кайф и доставляющей удовольствием зрителям. Делающей зрелище. Можно, конечно, выигрывать исключительно со счетом 1:0 и быть довольным. Но в этом есть какая-то недосказанность. Поэтому лично я вижу задачу на остаток сезона так: не только занять высокое место в чемпионате, но и поставить хорошую игру.
Вальхзее