В этом сезоне игра «Локо» оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, не совсем удачный старт в чемпионате. С другой – прекрасные кубковые перспективы и три победы за каких-то полмесяца над московским «Спартаком». Чтобы закрепить успех, «железнодорожникам» необходимо в воскресенье обыграть «горожан». Естественно, все мысли красно-зеленых связаны с предстоящей игрой. Именно с кубковых баталий начался разговор корреспондента «Спорта» с Динияром Билялетдиновым – игроком, без которого нынешний «Локомотив» уже трудно представить.
Время сейчас такое – лето называется
– Случайно в финал выходят очень редко, и это можно считать определенным показателем класса, – говорит Динияр. – «Москва» сейчас очень организованный и крепкий коллектив. Исполнители в команде собраны хорошие, некоторых из них можно назвать звездами по российским меркам. Уверен, решающий матч ни для кого легким не будет. Я смотрел встречу «Москвы» с ЦСКА. На мой взгляд, «горожане» выиграли по делу. В принципе, команда в этом сезоне смотрится хорошо, поэтому ее попадание в финал Кубка страны меня совсем не удивляет. По логике вещей, так и должно было произойти.
– Насколько сейчас «Локомотив» готов к победе в Кубке?
– Конечно, мы постараемся заполучить этот трофей, выйдем и будем биться, а сможем ли или нет… Только игра даст ответ на этот вопрос. Предсказывать – дело неблагодарное, я этого не люблю, но могу вас заверить, что мы постараемся не ударить в грязь лицом.
– Что может оказаться решающим фактором?
– Наверное, то, кто лучше приспособится к жаре, потому что играть мы будем в обед, в два часа дня, в самое пекло.
– Как в команде отнеслись к этому известию?
– А что сейчас рассуждать на эту тему? Нам назначили – мы и играем.
– После матча со «Спартаком» в прошлую субботу ваш доктор жаловался, что многие футболисты обгорели и плохо себя чувствовали, кого-то даже тошнило в раздевалке…
– Самочувствие действительно отвратительное, жара отнимает много сил, обезвоживает организм, поэтому ощущаешь себя после этого разобранным на мелкие детали.
– Не держите в голове, что после матча с «Москвой» опять может быть плохо?
– А куда деваться? Все равно придется играть. Время сейчас такое – лето называется! В «Лужниках» и правда как будто на раскаленной сковородке. Синтетика ведь это фактически пластмасса. Представляете, что бывает, когда она накаляется? Когда падаешь – тоже приятного мало, газон, конечно, не обжигает, но он достаточно горячий.
– Говорят, есть определенная система тренировок, способная подготовить футболистов к жаре?
– Я не сторонник подобных экспериментов, и у нас в команде вроде бы ничего такого нет: ни специальных диет, ни особого режима тренировок. Если я проголодался – иду и ем, если не хочется – насильно запихивать еду не стану. Единственное, из-за жары могут немного сдвинуть цикл тренировок, вместо 12 начать занятия в 11.
От каждого по способностям
– Помните, когда «Локомотив» в последний раз играл в финале Кубка России?
– Кажется, это было в 2001 году. В решающем матче мы играли с махачкалинским «Анжи». Припоминаю, что проигрывали 0:1, но в самом конце Заза Джанашия сравнял счет. Правда, я тогда не играл и даже не готовился к матчу.
– В чемпионате у «Локомотива» и «Москвы» сейчас равное количе-ство очков. Можно ли сказать, что команды приблизительно одного уровня?
– Если смотреть на турнирную ситуацию, пожалуй, я соглашусь, а по игре… Наверное, мне будет не совсем корректно обсуждать соперника и находить какие-то недостатки. Каждая команда способна преподнести сюрприз, и, наоборот, любой может показать невзрачный футбол.
– Раньше считалось, что «Локомотив» держится на трех китах – Сергее Овчинникове, Вадиме Евсееве и Дмитрии Лоськове. Обозначились такие «киты» сегодня?
– Времена изменились, в составе много молодежи, и я не хотел бы распределять роли. Требования ко всем одинаковые и спрос тоже. Будь ты ветеран или вчерашний дублер, отвечать за результат придется в полной мере.
– Общались ли вы с Юрием Семиным с тех пор, как он стал президентом?
– Конечно, перед сезоном он разговаривал со всеми ребятами, пожелал удачи. Но это была беседа в кругу команды, какие-то напут-ствия, речи – обычная процедура. Но тет-а-тет общаться с ним пока не доводилось. Он сейчас президент команды, а не тренер. Все это понимают. Хотя всегда можно подойти, поздороваться, спросить, как дела, поздравить с днем рождения. Он как будто бы и не изменился, заняв такую высокую должность.
– В «Локомотиве» в последние годы поменялось много наставников, и при этом команда не опускалась ниже определенного уровня. У вас есть этому объяснения?
– Я считаю, это следствие хороших внутриклубных отношений и высокого исполнительского мастерства футболистов. Безусловно, такая ротация среди тренеров не может не сказаться на результатах, поэтому в разное время «железнодорожники» играли по-разному и показывали разный футбол, ведь у каждого наставника свое понимание игры. Рисунок игры «Локомотива» менялся не раз, команда постоянно находилась в поисках оптимальной модели.
– С кем из тренеров интереснее было работать?
– Ну как я могу ответить на этот провокационный вопрос? Люди прочитают и обидятся.
– Но это же частное мнение.
– И тем не менее никого не стану выделять. Если честно, мне хотелось бы большей стабильности на тренерском мостике. А то постоянно происходят какие-то перемены. Люди приходят и уходят…
Уезжал при Долматове, вернулся при Бышовце
– За непродолжительное время вам пришлось поработать под началом Семина, Эштрекова, Муслина, Долматова, Бышовца. Можете назвать какие-то особенности каждого из этих тренеров?
– Юрий Палыч ассоциируется с дружественной атмосферой в команде, с духом сплоченности. При нем «Локомотив» был заряжен общей идеей – побеждать, и казалось, что нам все по плечу. По крайней мере Семин не уставал это повторять. Он прививал коллективу бойцовские качества, исповедовал принцип «не отступать и не сдаваться», какова бы ни была игровая ситуация. Уделял большое внимание психологии и накачке перед играми. Мы показывали техничный, быстрый, атакующий футбол. Я думаю, какими-то из этих принципов пользовались все тренеры, но в разной степени.
– Каковы особенности работы Эштрекова?
– Его стиль больше других походил на стиль Семина, все-таки они очень долго работали вместе. Отличительной чертой Владимира Хазраиловича была некая отстраненность от коллектива. Возможно, так казалось из-за контраста с Семиным, но мы действительно общались с ним гораздо реже. Он, конечно, старался привить команде что-то свое, но стиль Семина при Эштрекове кардинально не поменялся.
– Что можете сказать о Муслине? Все-таки это первый иностранный тренер в вашей карьере.
– Очень эмоциональный тренер (смеется). В раздевалке постоянно крик стоял, была какая-то суета. Но обстановка в команде была замечательной. Может, потому что Муслин – тренер общительный. Он мог подойти, похлопать по плечу, пошутить, приободрить. Муслин понимал и ценил юмор, в общем, с ним было весело. Мне кажется, это типичный европейский наставник. Он спокойно относился к досугу футболистов, понимал, что люди хотят и в ночной клуб сходить, и в кино, развлечься, потанцевать. Славолюб никогда этому не препятствовал, но говорил, что за свою подготовку мы отвечаем сами. И если вследствие плохой формы не попадем в состав – то это наша вина.
– Распорядок жизни команды с приходом иностранного тренера наверняка поменялся?
– Да, если при Эштрекове мы за два дня до игры заезжали на базу, то Муслин «сажал» нас на сбор за день и считал, что это оптимальный вариант. Помню, что у него было много интересных, новых для нас упражнений. В общем, при нем дышалось посвободнее, было полное доверие.
– Тренер советской закалки Олег Долматов наверняка изменил такую «вольницу»?
– Как специалист он произвел на меня сильное впечатление. Человек даже в сборной поработал. Конечно, после Муслина было непривычно, что к тренеру не подойдешь, не пошутишь – в плане общения он держал себя строго. Он, естественно, общался с ребятами, но чувствовался какой-то барьер, через который никто не рисковал переступить. Ему, наверное, просто не хватило времени, чтобы влиться в команду. Когда Долматова сняли, кто-то из ребят очень удивился, кто-то нет, я, например, когда уезжал отдыхать, не предполагал, что в клубе произойдут такие перемены. Вернулся – а у нас уже новый тренер.
– И что же привнес в команду Анатолий Бышовец?
– От него исходит какая-то уверенность, она передается коллективу. Бышовец требует от ребят выкладываться на сто процентов, иначе ты можешь потерять его доверие и сесть на лавку. В плане режима у нас сейчас полная демо-кратия. В этом году мы уже три раза обыграли «Спартак», а это дорогого стоит. В этом году Бышовец взял курс на омоложение состава, и сейчас на поле выходят и опытные игроки, и молодые. Если раньше включали в состав по одному-два молодых игрока – например, Измайлова, Сычева, то сейчас играют и по четыре, и по пять футболистов.
Москва
Блиц
Любимый вид спорта, кроме футбола: большой теннис.
Любимая музыка: любая, кроме попсы и шансона.
Любимый фильм: что-нибудь из фантастики.
Любимая команда: из зарубежных таковой нет.
Любимая кухня/блюдо: ем все, не терплю суши, горох и бобы.
Место отдыха: дома.
Любимое женское имя: особенно нравится имя Линда.
Домашнее животное: кошка.
Что берете с собой на выезд: плеер и ноутбук.
Какую максимальную скорость вы развивали на автомобиле: 230 километров.
У какой знаменитости хотели бы взять автограф: у Владимира Путина.
Во сколько лет научились плавать: в четыре года.
На какой части тела хотели бы сделать себе татуировку: на спине.
В чем больше всего нуждается российский футбол: в хороших полях.
Какая мелодия установлена на вашем мобильном телефоне: у меня два телефона, и на обоих зарубежные композиции.
Какую сумму последний раз давали в долг: четыре тысячи рублей.
Самая бредовая затея в вашей жизни: поехать на дайвинг в открытое море во время шторма.
Свидетелем какого события хотели бы стать: солнечного затмения.
Ваша любимая пословица: как потопаешь, так и полопаешь.
Можете выйти из дома, не заглянув в зеркало: запросто!
Кто самый модный игрок в «Локомотиве»: Дима Сычев, наверное.
Самый веселый в команде: Алексей Поляков.
Самый пунктуальный: у нас нет таких (смеется). Всем случалось опаздывать.
Самый интеллектуальный? Володя Маминов.
А вы самый какой: …секрет!
Интересно
Один из немногих молодых игроков, сумевших пробиться в основной состав «Локомотива», Динияр Билялетдинов.
В 2003 году талантливый полузащитник еще находился в резерве, а чуть позже его включили в заявку «железнодорожников» на Лигу чемпионов-2003/04. Дебют в премьер-лиге пришелся на матч с «Торпедо», в котором он провел на поле все 90 минут и забил свой первый гол на высшем уровне, а позже стал регулярно выходить в основном составе. В матче против одного из принципиальных соперников «Локомотива» – «Спартака» – сделал дубль, который принес «железнодорожникам» победу. В 2004 году Динияр завоевал первый чемпионский титул, стал обладателем футбольной премии «Премьер» и премии «Большая пятерка». Сезон-2005 как для «Локомотива», так и для Динияра начался на мажорной ноте. Клуб выиграл Кубок Содружества и Суперкубок России.
В сборной России его дебют пришелся на выездной матч отборочного цикла чемпионата мира-2006 против Латвии, который завершился вничью – 1:1. В середине чемпионата России-2005, когда травмы выбили из строя ключевых футболистов Дмитрия Лоськова и Дмитрия Сычева, Динияру пришлось брать на себя роль лидера. Возлагавшиеся на него надежды он оправдал,и сейчас «Локомотив» без Билялетдинова трудно представить.