В этом сезоне полузащитник «Локомотива» Денис Глушаков с девятью голами является лучшим снайпером команды. Раньше за полузащитником этого не водилось. Накануне матча с «Зенитом» футболист раскрыл в интервью для «Спорта» секрет своего бомбардирского таланта, объяснил провал в кубковой игре с «Рубином», рассказал, что думает о лидерстве питерского «Зенита», в котором он чуть не оказался этой весной, и поведал, как в команде относятся к низкой результативности Романа Павлюченко.
С небес на землю
— На старте весеннего этапа чемпионата России «Локомотив» многих удивил своим успешным выступлением. До недавнего времени команда даже голов не пропускала. С чем связан такой подъем?
— В первую очередь с плодотворной работой на сборах. Третья часть первенства — самая важная, мы это прекрасно понимали, поэтому у каждого футболиста сумасшедший настрой на игры.
— Что было особенного в подготовке к весеннему отрезку?
— Сборы получились не совсем обычные, ведь мы выступали еще и в Лиге Европы, из-за чего тренировочный процесс построили по-другому. Было меньше беготни, больше работали с мячом и тактически. «Физика» тоже, конечно, присутствовала, но не в таком количестве, как обычно. В Португалии, как оказалось, прекрасные условия и отличные поля.
— Иными словами, удачное выступление в чемпионате было прогнозируемо в команде?
— Мы об этом не думаем, просто играем и набираем очки. Мы стремились к тому, чтобы удачно стартовать, но сейчас распределением мест голову не забиваем. Пока чемпионат еще идет, не хочется торопить события.
— Камнем преткновения для «Локомотива» стал казанский «Рубин», с которым ваша команда сыграла вничью в чемпионате и потом крупно уступила ему в Кубке России. Чем неудобна эта команда?
— «Рубин» всегда действует от обороны, что неудобно для всех их соперников. Сколько лет с ними играем — они всей командой становятся в оборону, так же, как и «Динамо» в последнем матче. Когда возникает такая плотность в защите, тяжело что-то создать впереди.
— Что же все-таки за провал случился в кубковом матче с «Рубином»? Пропустили первый гол, и будто руки у команды опустились.
— Мы не сразу «поплыли». Когда нам забили — мы собрались, побежали отыгрываться, но тут же пропустили второй мяч. Вот тогда-то и растерялись. А затем получили и третий. Стало уже понятно, что проиграем.
— Иногда полезны такие встряски?
— Я думаю, да. Они опускают с небес на землю.
— Гильерме сказал, что после матча с «Рубином» состоялся серьезный разговор с руководством и это помогло обыграть ЦСКА.
— С нами беседовали и тренеры, и президент клуба, сказали, что мы должны задуматься над этим результатом и сделать из него правильные выводы.
— Разговор шел на повышенных тонах?
— Да нет, обычный рабочий разговор.
— Позитивного, улыбчивого Жозе Коусейру трудно представить рассерженным. Он хмурит брови или, может, голос повышает?
— После поражения от «Рубина» он был расстроен — очень хмур. Просто когда ты видишь его каждый день веселым, бросается в глаза, когда наставник недоволен. Контраст большой.
— Какой тренерский типаж вам больше нравится: спокойный и интеллигентный, как Коусейру, или взрывной, как Семин?
— Каждый по-своему хорош, но мне импонирует культурное общение, без криков.
— 22 апреля вам опять предстоит играть с «Рубином» в чемпионате России. Болельщики требуют реванша.
— Мы сделали выводы и постараемся обыграть «Рубин» в этот раз. Тем более у нас в активе уже есть победы над этой командой в 2008, 2009 годах, да и в этом они отскочили, когда мы выигрывали 1:0, а в итоге сыграли вничью.
Дайте Павлюченко время
— Второй год подряд в российской премьер-лиге нет интриги — чемпион известен задолго до финиша. Насколько вас устраивает такая ситуация?
— «Локомотив» ставит перед собой самые высокие задачи, поэтому такая ситуация, естественно, не может устраивать. При этом надо признать, что «Зенит» показывает качественную игру и заслуженно лидирует в премьер-лиге.
— Это закономерность или стечение обстоятельств, что команда обеспечила себе чемпионство досрочно?
— Скорее первый вариант. «Зенит» стабильно набирает очки, практически все футболисты у них выступают за сборные, да и коллектив подобрался хороший. Многие ребята давно знакомы друг с другом, и тренер создал в команде хорошую атмосферу.
— «Локомотиву» приходится вести борьбу лишь за второе место. Это уже не тот стимул?
— Почему же? Это же путевка в Лигу чемпионов.
— Вы морально готовы к тому, чтобы броситься в погоню за ЦСКА и все-таки догнать их?
— Мы ведь их почти настигли, отрыв составлял одно очко, теперь, правда, уже два, хотя большой разницы нет. Главное — продолжать набирать очки, а там будет видно.
— Считают ли в команде проблемой низкую результативность Романа Павлюченко?
— Не согласен с самой формулировкой вопроса. Рома в команде не так давно, сыграл, кажется, четыре матча и уже дает результат. Например, ассистировал, когда я забивал гол «Анжи». С ЦСКА Павлюченко отличился сам и отдал пас, с «Кубанью» сделал результативную передачу…
— То есть большего от него не ожидали? Все-таки зимой это был самый громкий трансфер. Пришел игрок сборной России, а «сборники» не всегда выбирают «Локомотив».
— Я не знаю, кто чего от него ждал, но человек делает результат. Он только пришел, и давайте подождем еще чуть-чуть. Рома хорошо влился в коллектив, он начнет забивать еще больше, я уверен.
— «Локомотив» мало пропускал в стартовых матчах. Уделяете большое внимание обороне?
— Никакого специального акцента на защиту не делаем. Так получается. С «Динамо», считаю, произошел несчастный случай, когда мяч срезался с ноги Шишкина и попал к Кокорину. Потом еще в конце пропустили контратаку, пытаясь отыграться — получили ненужный пенальти. Два гола привезли сами себе.
— А как вам новая связка Беляев — Бурлак? Радует, что молодые парни получают шанс пробиться в «основу»?
— Конечно, но мне не хочется сглазить ребят. Давайте постучим по дереву. Дай бог, чтобы они и дальше играли так же уверенно и удачно.
Забивал и двадцать голов за сезон
— Как относитесь к тому, что являетесь лучшим бомбардиром «Локомотива»?
— Просто забиваю, и все. Ребята очень помогают. Все только благодаря команде, мы ведь работаем на одну копилку.
— Не скромничайте. Вы часто бьете издали, из-за пределов штрафной, то есть в голах вашей заслуги все же больше.
— Я уделяю таким ударам большое внимание на тренировках, и партнеры, зная, что могу пробить издали, стараются почаще снабжать меня мячами.
— Как открыли в себе такую редкую для России способность к убойному удару с дальней дистанции?
— Коусейру видит, как я работаю на тренировках, и посоветовал чаще бить по воротам, что я и делаю. Он просит при хорошей возможности наносить удар — не стесняться и бить.
— Далеко не все форварды обладают таким ударом, а в России вообще не так много мячей забивается с дальних дистанций, как, к примеру, в бундеслиге. Почему?
— Трудно говорить об этом, особенно про себя. Наверное, просто не бьют по воротам.
— Боятся взять ответственность на себя?
— А чего бояться? Просто бей по воротам, забил — хорошо, нет — ничего страшного. Для этого мы и играем в футбол. Функция полузащитника — отдавать мячи, но у меня мало получается отдавать голевые пасы. Зато забиваю, компенсирую этот недостаток (смеется).
— Не «пихаете» форвардам, что приходится тянуть на себе бремя голеадора?
— Да нет. У нас ведь одна команда. Зато ребята снабжают меня передачами. В прошлых сезонах забивал не часто, по два-три мяча. Но тогда я играл на других позициях. К примеру, при Юрии Семине выполнял роль «опорника». У меня не было возможности дойти до ворот, чтобы пробить, это была редкость, а сейчас я больше играю впереди, поэтому часто бью по воротам.
— То есть Юрий Палыч мешал вам проявить свой талант?
— Просто у меня были другие функции: отобрал — отдал вперед и отдыхай. А сейчас нужно постоянно искать мяч, атаковать, бить по воротам, отдавать передачи.
— И какая роль вам больше по душе?
— Нынешняя, номер восемь, как говорит наш тренер.
— Что это за амплуа?
— Нужно отрабатывать и впереди, и сзади, играть от штрафной до штрафной. В Европе это амплуа называют box-to-box.
— А в детстве много забивали?
— Я тогда нападающим играл. Иногда и по двадцать штук наколачивал в чемпионате. Это было лет в двенадцать-тринадцать.
— Сейчас вы стали настоящим лидером команды…
— (Перебивает.) Нет, лидером себя не чувствую.
— А кто же тогда лидер, по-вашему?
— Не знаю, не мне судить. Пусть это решают тренеры и президент клуба. Хотя я, конечно, ощущаю ответственность и на себе, и на команде.
Футбол в провинции может умереть
— Кстати, вы забили издали в последней игре с «Зенитом». Готовы повторить подвиг?
— Конечно, если будет возможность, если дадут пробить по воротам.
— Как, по-вашему, будет играть «Зенит»?
— Думаю, они будут действовать в своей атакующей манере.
— «Локомотив» — последняя команда, которая обыгрывала «Зенит» в чемпионате России. Это было девятого сентября. О чем это говорит: о слабости нашего первенства, о силе петербургского клуба, о стечении обстоятельств или о чем-то другом?
— Тут нет какого-то одного ответа. Сейчас в первой восьмерке каждая игра — как финал, и все выходят, как на последний бой. Тем не менее питерцы пока не проигрывают.
— Вам интереснее играть только с сильными командами?
— Конечно. Хотя клубам из второй восьмерки, я думаю, наоборот, и в провинции футбол с такой системой может вообще умереть. Останется восемь боеспособных команд. Но такая система будет действовать только один год, а потом все вернется на круги своя. Но мне интересно было попробовать.
— Особенно когда все команды без исключения теряют очки.
— В прошлом чемпионате тоже все проигрывали, тот же «Зенит» в Томске. Мы с «Крыльями Советов» недосчитались очков.
— Напоследок несколько вопросов о сборной и грядущем Евро. Насколько хороший у вас контакт с тренером сборной России Диком Адвокатом, который, как и Жозе Коусейру, иностранец?
— С обоими тренерами у меня хорошие отношения, но с Коусейру, конечно, они ближе, потому что мы видимся каждый день, а с Адвокатом реже встречаемся.
— Нет ли в сборной «зенитовского давления» на Адвоката, как считаете?
— Нет, все футболисты равны, и он ко всем ребятам относится одинаково.
— Дикань недавно получил травму и на чемпионате Европы сыграть не сможет. Вы не задумывались поберечь себя перед Евро?
— Нет. Это жизнь. Можно и на улице ногу подвернуть. Если будешь думать о травмах и убирать ноги, то получится наоборот.
— Вам бы больше хотелось сыграть на Украине или в Польше?
— На Украине. Там многие по-русски разговаривают, домашняя обстановка. Думаю, прием был бы теплее, чем в Польше, и больше бы болельщиков поддерживало сборную России.
— Можно было бы сала привезти, закупить горилки…
— (Смеется.) У меня сало имеется, поскольку рядом с моим городом Миллерово находится Луганск, в семидесяти километрах. Так что достать хорошего сала не проблема.
— Какое предпочитаете?
— Копченое.