О спартаковском футболе, впечатлениях от Казахстана, а также о том, когда бы он на месте Карпина уволил Микаэля Лаудрупа, Егор Титов рассказал в интервью «Спорту».
Научим всех красивому футболу
— Егор, за шесть туров чемпионата Казахстана какие у вас сложились впечатления?
— Конечно, это не ведущий чемпионат, здесь нужно еще очень много работать, чтобы быть на уровне России. Но видно, что люди хотят что-то сделать, есть футболисты довольно неплохого уровня. Работать надо в первую очередь над инфраструктурой, над полями — половина полей искусственные и очень низкого качества.
— «Локомотив» одержал шесть побед. Команда реально сильнее всех остальных?
— В России совсем не освещается чемпионат Казахстана. Естественно, что интересен только чемпионат, который сильнее твоего, соответственно, для России это «большая пятерка». А о более слабых очень мало информации. Что касается наших выступлений, то могу сказать: только в одном туре мы были сильнее на голову, выиграли 4:0, команда играла очень здорово, и шансов у соперника практически не было. А так во всех матчах мы были, может, чуть сильнее. Но имея в составе такого исполнителя, как Тихонов, это, в принципе, закономерно.
— Игра команды строится, как я понимаю, именно через вашу с Андреем связку?
— Я думаю, нас для этого и приглашали — чтобы и игра была через нас, и результат был. Потому и Тихонов идет сейчас в числе бомбардиров. Мы приносим пользу клубу и знаем, за что мы получаем деньги. И надо отдать должное Андрею Карповичу — он молодец, игрок очень высокого уровня. Так что можно говорить даже не о связке Титов — Тихонов, а Титов — Тихонов — Карпович. В последних матчах очень помог Жамбыл Кукеев — ему всего 20 лет, а он уже играет за сборную.
— Вы давно с Тихоновым не играли в одной команде, эти связи «нащупались» быстро или пришлось как-то заново привыкать?
— Это не забывается. Если играл с человеком долгое время, не одну сотню матчей, и понимал его с полуслова, неуместно говорить о каком-то отвыкании, да даже думать об этом. На первой тренировке все было понятно.
— Юран ставит команде спартаковский футбол?
— Конечно. Я-то вижу, чего он требует, чего он хочет. Он работал под руководством Романцева и знает все нюансы.
— То есть игра «Локомотива» напоминает игру «Спартака» в лучшие годы?
— Подождите, об этом еще очень рано говорить, всего-то вместе работаем два месяца. Может быть, в конце года можно будет сказать, что уже видны черты спартаковского футбола. Мне очень бы хотелось, чтобы и после моего отъезда из Казахстана было чувство, что помог людям создать команду, научить футболу. Не в смысле, что они раньше были хоккеистами, а мы приехали и научили их играть (смеется). А в смысле красивого футбола.
— Как обстоят дела с болельщиками в Казахстане? После спартаковских вас вряд ли чем-то можно удивить…
— Да, вот именно — спартаковские болельщики, как и футболисты в свое время, кстати, подняли планку так высоко, что найти вторых таких очень сложно. Тем более в Казахстане, в принципе, уровня боления нет.
— На выезды в другие города летаете на самолетах?
— Надо сказать большое спасибо Данияру Хасенову, который обеспечивает нам все самое лучшее: на игры мы летаем на своем чартере, переделанном под «бизнес-класс», есть еще один большой самолет, два своих автобуса, живем в лучших гостиницах, все вовремя выплачивается. Если бы не Данияр, то ничего бы не было.
— К тому же Хасенов вам и на поле помогает…
— Да, в двух матчах он забил и отдал передачу. Для меня стало откровением, что человек, который всего шесть лет играет в футбол, может забивать такие голы. Потом он заболел, к сожалению, уже больше месяца он лечится в Германии, сейчас все нормально, и через вашу газету хотелось бы пожелать ему скорейшего выздоровления, чтобы он скорее к нам присоединился.
Скажи казаху «мамбет»! И беги от него
— Очень любопытно было бы узнать, как в Казахстане работает пресса...
— О, здесь могу сделать вам комплимент, потому что там с этим очень большая проблема, там такие мамбеты! (Смеется.) «Мамбет» — это что-то типа «колхозник». Скажи это казаху — и сразу от него беги. Тут люди задают такие вопросы, которые мне закончили задавать лет шесть назад. Приходится говорить им: готовьтесь, когда хотите взять интервью. Ну и самое главное — освещения чемпионата нет никакого. Выходит одна газета про спорт — там о футболе одна страничка, кратко — кто забил, таблица чемпионата, и все. По телевизору выходит одна передача — обзор матчей минут на 20–30, снимают — такое впечатление, что с самолета пытаешься что-то рассмотреть — очень тяжело. И в номере включаешь по спутнику чемпионат России и думаешь: «Мама дорогая! Да это же Англия — минимум!» (Смеется.) Отрыв в худшую сторону Казахстана от России очень приличный. Я не жалуюсь, я констатирую факты. Здесь есть деньги, желание, футболисты очень хорошие. Судейство — и здесь надо отдать должное Николаю Левникову — уже стало на голову выше и сильнее, и об этом все говорят, уже нет той предвзятости, что была раньше. Вот видите, это наши люди делают чемпионат Казахстана чище.
— Так за чемпионатом России пристально следите?
— Мы с Тихоновым и Карповичем между собой играем, делаем символические ставки, так что пристально следим за теми результатами, на которые поставили. Потом вместе смотрим и болеем за то, на что ты поставил. Ну и, кроме этого, в один момент, как вы понимаете, все забыть нельзя.
— Ну и какие же впечатления от российского первенства?
— Впечатления идут волной. Понимаешь, что самый сильный клуб на данный момент ЦСКА на старте берет резко, потом проигрывает «Томи» на своем поле, а теперь вот «Ростову». Такая же история и с «Зенитом» — они начинают допускать какие-то детские ошибки, выпускать лишних легионеров, к тому же в регламенте у нас, оказывается, по этому поводу ничего не прописано. Это еще один момент посмеяться. В Англии или в Италии эту ситуацию решили бы за минуту. В России же во всех передачах обсуждают с экспертами: а какой бы вы дали совет, а как бы вы поступили? Смех да и только.
Лаудрупа надо было уволить в прошлом году
— Не могу о «Спартаке» не спросить…
— Конечно, больше всего меня расстраивает «Спартак». Для меня это дикость. Я не понимал, что там происходит. Но вот в последних двух матчах у команды появилось хоть какое-то вдохновение. Ты понимаешь, что «Спартак» должен быть всегда на первом месте, но до этого еще очень-очень далеко. К отставке Лаудрупа все шло. Мне было интересно, когда же Валера (Карпин. — «Спорт») на это решится.
— А на ваш взгляд, когда надо было уволить датчанина?
— По окончании прошлогоднего чемпионата. Он взял команду на втором месте, а отдал — на восьмом. Я думаю, для этого надо очень сильно постараться. Я всегда уважал и буду уважать Лаудрупа-футболиста, но Лаудрупа-тренера я не знаю. Так что неудачи «Спартака» — мое личное горе.
— Два последних матча «Спартак» выиграл на эмоциях или Карпин действительно поменял что-то в игре?
— Игры с «Рубином» я не видел, потому что у нас именно в этот момент тоже была игра. Но я знаю, все отмечают, что команда по делу переиграла «Рубин». А это очень важно. А в игре с «Тереком» я видел, что команда играла за Карпина. И мне это было очень приятно.
— Карпин — герой?
— О каком-то героизме говорить не надо. Герои были на войне. Здесь Валера сделал то, что должен был сделать, — взял ответственность на себя. Потому что реально больше некому было.
— Отсутствие опыта не проблема?
— А он этого и не скрывает и не стесняется учиться. Для этого и привлечен Олег Романцев. Но ничего, все люди учатся, в большинстве — на своих ошибках, но хотелось бы, чтобы Валера научился на чужих. Если своих он избежит, то «Спартак», я думаю, ждет хорошее будущее.
— Возвращение Романцева не удивило?
— Мы в кулуарах уже давно кричали, что «Спартаку» поможет либо Романцев, либо какой-то человек из его окружения, которым, кстати, был Федотов, Григорьич. Только такой человек может сплотить людей вокруг себя, создать атмосферу. Но я знаю, что Федун не видел Романцева на посту главного. Поэтому его и не было, но это опять же только мои предположения. Если бы хотели, вернулись бы к этому очень давно. А теперь вопрос, захочет ли этого сам Романцев.
— Кстати, вы с Карпиным сами не общались?
— Нет, а зачем? Любой мой звонок будет расценен так: «Ну вот, пришел Романцев, пора бы и меня вернуть».
— Сами не задумываетесь о таком?
— Нет, нет, тысячу раз нет. Разговаривать с кем-то на эту тему мне совершенно не надо.