Он полгода выдерживал паузу в общении с прессой, появляясь лишь в эфире одного-единственного телеканала. Исключение Семшов сделал только для «Спорта» и подробно рассказал о положении дел в «Динамо», своем выступлении в нынешнем сезоне, предстоящем матче с «Зенитом», настоящем, прошлом и будущем национальной сборной России.
О «Динамо»
— После победы над «Аланией» «Динамо» занимает десятое место в турнирной таблице. При этом перед началом сезона бело-голубые рассматривались как одни из претендентов на золотые медали. Задам два исконно русских вопроса: кто виноват и что делать?
— Положа руку на сердце, признаем: нам будет тяжело забраться в первую пятерку. Хотя играть еще очень много, слишком большой возник отрыв, слишком многое нам надо поправлять. Что делать? Ответ простой: набирать очки, которые мы упустили в начале чемпионата. Да, в последнее время мы немного подправили ситуацию, но в ближайшем будущем нам предстоят матчи с прямыми конкурентами. Что касается нашей игры, то у нас еще очень много огрехов. Надо работать, работать и еще раз работать. А кто виноват… Убежден, даже руководство клуба не сможет дать однозначный ответ. Но мне как действующему лицу очень печально, что после феерической игры в прошлом сезоне мы начинаем все заново. Все хорошее, что у нас было, сохранить мы не сумели. Наверняка грустят об этом и наши болельщики. Но о прошлом можно только печалиться. Сейчас нам надо отдать все силы для того, чтобы выкарабкаться из этой ситуации и попытаться провести второй круг на гораздо более высоком уровне.
— Вы постоянно употребляете местоимение «мы». То, что не ищете крайних, делает вам честь, Игорь. Тем не менее попрошу вас конкретизировать: «мы» — это кто? Руководство клуба, которое отпустило Самедова, Смолова и Воронина? Сергей Силкин, начавший экспериментировать в игре и фактически проваливший «предсезонку»? Игроки, в том числе и вы, кстати, находящиеся в плохой физической и психологической форме?
— Все: руководство, команда, болельщики. Потому что мы единое целое. Хочешь не хочешь, а вновь приходится вспоминать 2011 год, когда на наши игры собирался полный стадион. Я видел горящие глаза людей, которые искренне переживали за «Динамо», радовались победам команды и реагировали на каждый забитый мяч. Так же сплоченными были руководители клуба и футболисты. Понятно, что победы не бывают без поражений. Но переживать их гораздо легче, когда люди поддерживают друг друга.
— Я все-таки позволю себе адресовать упрек и вам. Согласитесь, у вас бывали и гораздо более удачные сезоны, чем нынешний!
— Безусловно. Хотя, мне кажется, все мы в начале чемпионата находились не в лучшей форме. Мне сложно отделять себя от коллектива. Почему так произошло? Сложно сказать. Корни проблем, наверное, стоит искать в подготовительном периоде. Конечно, этот сезон складывается для меня не так, как хотелось бы. Но при всем этом надо отложить личные амбиции и продолжать трудиться на благо команды.
— Дан Петреску сильно встряхнул футболистов в эмоциональном плане?
— Я бы не сказал, что что-то сильно изменилось. Просто, когда пришел новый главный тренер, у нас было мало очков. Сейчас победы приходят. Но мы набирали очки в матчах с командами, которые по классу и подбору игроков нам явно уступали. Таких соперников мы должны были обыгрывать, даже находясь в своем худшем состоянии. Дело вообще, на мой взгляд, не в игроках, а в их готовности. Поэтому выводы о работе главного тренера с нашей командой делать рано. Что будет дальше — покажет только время.
— В прошлом году среднюю линию «Динамо» было невозможно представить без Игоря Семшова. Сейчас вы не только не имеете постоянного места в «основе», но и получаете минимум игрового времени. Более того — в последнем туре вы сыграли за молодежный состав. Кто принимал такое решение? И можно ли назвать это следствием жесткой конкуренции за позиции в центре полузащиты?
— Это исключительно моя инициатива. Футболист должен играть, а не сидеть на скамейке запасных с надеждой, что выйдет на поле на несколько минут. Поэтому я и попросил у главного тренера разрешения сыграть за дубль. Петреску дал добро, и я с удовольствием получил игровую практику. Что касается конкуренции, то она никому никогда не мешала. Но все зависит от доверия тренера. Я, скажем, такого доверия сейчас не чувствую. Тяжело играть, будучи постоянно «под микроскопом». Но я никогда не сдавался. И мои характер, сила воли и желание играть в футбол всегда превалировали над обстоятельствами. Наверное, благодаря этому я и стал футболистом, а все тренеры, с которыми мне посчастливилось работать, мне доверяли. Они знали, что своим трудом и упорством я отвоюю место в составе. И я играл, забивал и приносил пользу команде. Не опущу руки и сейчас. Тот факт, что тренер мне не доверяет, никоим образом не скажется на моей мотивации. Буду бороться и доказывать, что могу быть полезен «Динамо».
— Совсем недавно очень остро стоял вопрос взаимоотношений болельщиков и футболистов клуба. Сейчас напряжение спало?
— А не было никакого напряжения! Последняя ситуация, возникшая на базе, была явно спровоцирована. Уверен, это были не наши болельщики. Неслучайно же на трибунах появился баннер «Мы не стреляем в спину, мы говорим только в лицо». Да, острый разговор был. Болельщики действительно приезжали на базу и выразили нам недовольство по поводу нашей игры. Мы в ответ заверили, что приложим максимум усилий, чтобы исправить ситуацию. Диалог глаза в глаза намного эффективнее, чем спровоцированные акции против конкретных футболистов.
О матче с «Зенитом»
— Можно ли назвать игру с «Зенитом» ключевой для «Динамо» на данном этапе?
— Я бы не стал называть ее ключевой. Сейчас, начиная со второго круга, у нас будет очень тяжелый график, нам предстоит встретиться с ведущими клубами чемпионата. «Зенит», «Спартак», «Рубин», «Терек», «Локомотив» — эти команды не нуждаются в представлении. Наша задача — подтянуть собственные кондиции и сделать все возможное, чтобы в матчах с этими соперниками выглядеть как можно лучше. Что необходимо? Концентрация, самоотдача и, главное, желание победить. Только с позитивными мыслями можно добиться позитивного результата. В футболе любую команду характеризуют игры с сильными соперниками. Именно лидеры нашего чемпионата станут лакмусовой бумажкой для нынешнего «Динамо».
— Петреску будет тщательно разбираться в тонкостях игры нынешнего «Зенита»?
— Тут разбирайся не разбирайся — в «Зените» собраны сильные футболисты. Команда вновь стала обретать свою игру и набирает очки. «Зенит» всегда настроен только на положительный результат.
— Вас явно должен насторожить тот факт, что команда Лучано Спаллетти уже в трех матчах подряд вырывает победу на последних секундах!
— Это еще раз подчеркивает, что команда, претендующая на высокие места и стремящаяся добиться успеха, играет до финального свистка. В «Зените» это всегда было, есть и будет.
— Вы уже много матчей сыграли против «Зенита» — команды, в которой четыре года назад провели неплохой сезон. С каждым новым сезоном чувства притупляются?
— Для любого игрока, переходящего из одного клуба в другой, самым значимым является первый матч. Но потом все выравнивается и становится просто поединком чемпионата, не более того. Да, это будет важная игра с одним из лидеров, в составе которого выступает много сильных футболистов. Это проверка себя, своеобразный тест, показывающий, на что ты способен в данной ситуации.
— Качество газона сильно омрачит эту игру?
— Да. На самом деле это просто безобразие! И не могу сказать, кому нужно предъявлять претензии. Если мы будем играть до середины декабря, о каком качестве футбола может идти речь? Футболисты мучаются, могу сказать честно. Возьмите зарубежные чемпионаты: Англия, Германия. Сейчас погодные условия там примерно такие же, как у нас, но у них все по-другому: стадионы, поля, антураж. Связано это прежде всего с организацией чемпионата, с инфраструктурой каждого клуба. Поэтому и атмосфера там другая, и футбол смотрится совсем иначе. Я бы назвал наш турнир чемпионатом при пустых трибунах. Да, в некоторых регионах, в частности в Питере, стадионы заполнены. Но в Москве, например, болельщики ходят только на дерби. А это три-четыре игры. В остальных случаях в футбол играют при пустых трибунах.
— Декабрьские туры надо переносить?
— Однозначно! По нынешнему календарю мы заканчиваем 19 мая, но сборная-то играет 7 июня! И что делать игрокам сборной две недели? Так что два-три тура надо переносить на май, когда будет хорошая погода и нормальные поля. Поспешили мы перейти на систему «осень — весна»… Весной играли на горбылях, на огородах, сейчас то же самое. Когда же играть на нормальных полях? Раньше хотя бы мы полтора месяца месили грязь, но потом все выравнивалось. Сейчас же начинаем на горбылях и заканчиваем на горбылях, а когда трава подрастает, мы либо едем отдыхать, либо проводим сборы. Поэтому, я думаю, нужно все еще раз пересмотреть и взвесить все за и против. А насчет декабрьских матчей, я думаю, мнение всех футболистов однозначно: игры надо переносить. Ведь в таких условиях возрастает риск травмироваться, не говоря уж о том, что нельзя получать удовольствие от игры.
— И от просмотра игры тоже никакого удовольствия!
— Безусловно! Мне кажется, любой болельщик предпочтет посмотреть игру по телевизору, с чашкой горячего чая.
— ЦСКА, «Зенит», «Анжи» — справедлива ли тройка лидеров по итогам первого круга?
— Абсолютно справедлива! И не важно, в какой последовательности расположится эта тройка перед уходом на перерыв. Именно эти команды в первой части чемпионата превзошли соперников как по результату, так и по качеству игры. ЦСКА, «Анжи» и «Зенит» оставили приятное впечатление и заслуженно возглавляют турнирную таблицу.
О сборной
— Вчера сборная России провела контрольный поединок с американцами, который вы анализировали на телевидении. Сейчас вы, человек, отдавший десять лет сборной, в одночасье перестали вызываться в команду. Признайтесь честно, это задевает?
— Наверное, нет. Я понимаю, что смена поколений неизбежна. Тем более работа строится с прицелом на 2018 год. Игроки, которые к тому времени будут подходить по возрасту, должны привыкнуть к сборной, прежде всего психологически. Так что независимо от того, кто будет тренировать национальную команду в тот момент, новое поколение уже сейчас начинает проходить отбор.
— С Капелло вы не разговаривали?
— Нет, мы не встречались, не беседовали. Я думаю, он прекрасно осведомлен о возрасте каждого футболиста и выбирает того, кто ему подходит.
— Как вы думаете, нынешняя сборная сильно отличается от той, которая выступала на чемпионате Европы?
— Безусловно. Во-первых, пришел новый главный тренер, во-вторых, многие футболисты впервые получили приглашение в сборную. Но мерилом станут чемпионаты мира и Европы. В отборочном же цикле, сами понимаете, главное не игра, а очки. Сейчас у нас один конкурент — Португалия, и никто, кроме нас и них, претендовать на выход не может.
— Можно ли сказать, что сборная имеет очень хорошие шансы выйти на чемпионат мира с первого места?
— Я думаю, не просто хорошие, а отличные шансы! А вот там, в Бразилии, и можно будет сравнивать сборные Капелло и Адвоката.
— Отказ от услуг Аршавина, Погребняка, Семшова, Жиркова — это желание Капелло построить принципиально новую команду?
— Я думаю, каждый случай индивидуален. Капелло выбирает тех, кто ему нужен, на ком он собирается строить новую сборную, на кого он больше надеется. Что касается Аршавина, Погребняка и Жиркова… Может быть, на данный момент Капелло по тем или иным причинам не видит их в составе. А может быть, и вообще не видит.
— Ключевые слова здесь «на данный момент» или «вообще»?
— Это покажет время. Пока «на данный момент». Перечисленные вами игроки достаточно сильные и квалифицированные футболисты. Я думаю, сборной они еще могут помочь. Да и по возрасту ребята подходят команде.
— Если вам удастся набрать былую форму, есть шанс оказаться в списке Капелло?
— Я думаю, это маловероятно. В первую очередь из-за возрастного ценза. Нужно смотреть правде в глаза, сейчас мне целесообразнее все силы сосредоточить на клубных делах.
— То есть вы мысленно уже поставили точку в карьере в сборной?
— Мысленно, наверное, да. Но в жизни все может произойти, поэтому никогда не говори «никогда» (улыбается). Но, конечно, если на эту тему рассуждать трезво, вернуться в сборную мне будет тяжело.
— Какое ваше самое яркое впечатление за десять лет, проведенных в национальной команде?
— Безусловно, 2008 год. Любая финальная часть чемпионата мира или Европы — одно из самых ярких событий в карьере футболиста. Особенно когда удается обыграть такую команду, как Голландия, которой пророчили звание чемпиона Европы. Но ты ее побеждаешь, приносишь людям радость и чувствуешь, что не зря играешь в футбол (улыбается).
— Вспоминаете ли не назначенный Маркусом Мерком пенальти на чемпионате мира 2002 года в матче против Японии?
— Если бы судья поставил тогда чистый пенальти, может быть, и итоговый результат оказался бы лучше. Но Мерк рассудил по-иному…
— И тем не менее: если, не дай бог, травмы выкосят всех наших полузащитников, а вы к этому моменту будете в прекрасной форме, придете на помощь национальной команде?
— Конечно. Но для того чтобы быть на виду, надо успешно выступать за свой клуб. Сейчас же надо как можно лучше провести оставшиеся игры. Тогда нам станет психологически легче готовиться к следующему этапу чемпионата России.