Текущее лето «Сатурн» проводит под знаком Андрея Каряки. 29-летний полузащитник, одолженный на год у «Бенфики», в 8 последних матчах положил во вражеские ворота 6 мячей. В результате за три месяца до окончания сезона «Сатурн» приобрел еще одну задачу помимо турнирной: сохранить ведущего игрока на следующий год. В перерыве между двумя топ-матчами – с ЦСКА дома и c «Локомотивом» в гостях – Каряка отстранился от трансферной суеты и поговорил со «Спортом» о жизни.
«Санта-Барбара»
– Ваш второй гол в ворота ЦСКА – самое красивое воспоминание о прошлой неделе. Он входит в пятерку лучших голов Андрея Каряки?
– (После паузы.) Давайте прямо сейчас составим мини-рейтинг и поймем. В пятерке точно будет гол «Селтику» за «Бенфику» в Лиге чемпионов. Потом гол «Спартаку» – первый штрафной в Самаре. Два гола «Зениту». Первый – когда мы проигрывали 0:2 и я обвел несколько человек, перед тем как забить. Второй – штрафной метров с 35, когда мы выиграли 2:1. Ну и последний гол в матче с ЦСКА – суперслаженные командные действия. Все правильно: этот удар попадает в пятерку.
– Накануне игры в «Сатурне» случилось радостное событие: «Торпедо» дало добро на переход в вашу команду Вадима Евсеева.
– Так долго, как в Санта-Барбаре! Мы следили за этой историей и ждали, когда Евс официально станет нашим партнером.
– Как отреагировали на его обещание не бриться, пока не перейдет в «Сатурн»?
– Не удивлялся – от него всего можно ожидать. Даже не знаю, кто в нашем чемпионате может удивлять больше. Он известен тем, что умеет говорить правду, которую не каждый футболист может сказать.
– Вы такую позицию разделяете?
– На мой взгляд, есть вещи, которые не стоит выносить из избы. Лучше разбираться с проблемами внутри коллектива.
Хакерская сеть
– Бывший гендиректор «Сатурна» Михаил Воронцов сказал, что вас купили «по переписке». Зимой якобы пресс-атташе клуба высказался на сайте, что Каряка не интересует «Сатурн», потому что находится в плохой форме. Вы возмутились, отправили письмо на клубный e-mail и через пару недель подписали контракт.
– Не совсем так. На тот момент переговоры велись уже достаточно долго. Но потом на сатурновском сайте и вправду появились слова пресс-атташе о том, что я в плохой форме. Бред! Да, я не всегда появлялся в составе «Бенфики», но при этом находился в хорошей форме. Мой агент Герман Ткаченко вышел на связь с «Сатурном», после чего мне были принесены извинения. А тут как раз подошли к концу переговоры – мы ударили по рукам, и я стал игроком «Сатурна».
– Но в Интернете, стало быть, бываете?
– А то! Бумажные версии ежедневных газет я далеко не всегда читаю – все в Сети: sports.ru, championat.ru… В Португалии по телефону практически не общался – только Интернет. Skype, icq, мессенджер – это, конечно, большие помощники, чтобы связывать людей на разных концах света.
– По меркам большинства российских футболистов вы просто хакер.
– Да нет, совсем не хакер. И потом, вы думаете, что я единственный из наших футболистов бываю в Интернете? Это совсем не так. Когда я был в Португалии, мы постоянно общались с Алдониным. Даже через веб-камеру болтали.
Чуден «Днепр»
– Вы родились и выросли в Днепропетровске. Фанатели от «Днепра» 1980-х?
– Не фанател. Просто болел. Протасов, Литовченко, Багмут, Лютый – люди, у которых можно и нужно было учиться. После того как Протасов и Литовченко перешли в Киев, стал болеть за «Динамо». У меня были друзья – фанаты «Днепра», ходили на все домашние матчи, ездили на выезды. Я относился ко всему спокойнее, поэтому не стал скрывать своих симпатий к «Динамо».
– За нынешним «Днепром», из которого делают третий супер-клуб Украины, следите?
– Слежу. У них сейчас 18 очков в 6 играх, абсолютный лидер чемпионата Украины. Смотрел их игру в Кубке УЕФА против поляков – победы не добились, но играли хорошо. С двумя игроками из основного состава – Шершуном и Назаренко – мы еще в спортинтернате учились вместе.
– Назаренко всегда был так похож на Зидана?
– Да, он и в юности никогда не отличался пышной шевелюрой. Сейчас похож еще и по игре – однозначно, лидер «Днепра».
– В вашей карьере было только два украинских клуба – запорожский «Металлург» и киев-ский ЦСКА. Правда, что в столице у вас были проблемы со здоровьем и вылечить вас смог только шаман?
– Правда. В Киев я приехал, когда мне было 20 лет. Уже там я получил травму спины, которая не давала мне покоя около полугода. Некоторые врачи говорили, что, наверное, уже надо заканчивать с футболом. На счастье, у тогдашнего президента ЦСКА был друг, который практикует нетрадиционную медицину. Я решился. У него было два метода лечения. Во-первых, иглотерапия. Во-вторых, зловония – такие маленькие свечки, которые он ставил на разные точки тела. В итоге за 20 сеансов я полностью вылечился.
– В Киеве говорят: как же сильно надо не любить «Динамо», чтобы болеть за ЦСКА или «Арсенал»! Кто ходил на ваши матчи, когда вы играли за армейцев?
– Друзья-родственники и... солдаты из соседней части. Тогда у ЦСКА был небольшой стадион – вмещал тысяч пять, не больше. И почти на каждой игре был аншлаг. Четыре тысячи военных, фанаты чужой команды, если такие были, и родственники – как раз под завязку. В ЦСКА у меня, правда, не очень шло – как правило, играл за вторую команду. Так что часто одним из зрителей на трибунах был я.
– На Украине считают, что Каряка – большая потеря национальной сборной. Почему вас так и не заиграли?
– Меня четыре года вызывали в молодежную сборную, но за это время я не сыграл за нее ни в одной официальной игре. Ни в одной! Если бы позвали в первую сборную – пошел бы. Но сначала не звали, потом переехал в Россию, а потом уже получил предложение от российской сборной и решил, что лучше выступать за нее.
– Что вы чувствовали в июне 2006-го, наблюдая за столь успешным для Украины чемпионатом мира?
– Радость. Я болел за Украину.
– Кто, по-вашему, выиграет чемпионат мира или Европы раньше – Россия или Украина?
– Провокационный вопрос. Вообще-то, Украина через пять лет принимает Евро-2012... Но я все равно отвечу: Россия. У нас молодая амбициозная команда, у которой достаточно хорошо складываются дела в текущем отборочном цикле.
Размах «Крыльев»
– Как часто вспоминаете о «Крыльях Советов»?
– Достаточно часто. Постоянно перезваниваюсь с Денисом Ковбой и Антоном Бобром. Если вспоминаю – только хорошее. Потом, правда, расстраиваюсь из-за того, что такая команда все-таки развалилась. Я убежден: если бы не финансовые сложности, нас ждало очень светлое будущее. В Кубке УЕФА мы бы, наверное, ничего существенного не добились, все-таки турнир для нас новый, но пару туров прошли бы точно. А вот в чемпионате России могли долгие годы бороться за медали. Все-таки бронза-2004 – это не сенсационный всплеск, мы созревали для этого успеха. Так что, если бы не денежные проблемы, у нас вполне могла бы быть сейчас не «большая четверка» – ЦСКА, «Спартак», «Локомотив», «Зенит», а большая пятерка. Вместе с «Крыльями».
– Любопытно, что та самая бронза была добыта в том городе, где вы сейчас играете.
– Да, в последнем туре мы обыграли «Сатурн» и выиграли медали. Всей командой поехали после игры в ресторан и отмечали победу. Я, правда, не смог оторваться в полной мере: на следующий день надо было ехать в расположение сборной. А ту бронзу я по-прежнему считаю самым большим успехом в карьере. Из-за личного вклада. Бронза в Португалии в составе «Бенфики» не такая запоминающаяся, потому что играл нечасто.
– Хит сезона-2004 – ваша серия голов со штрафных. Отвечая на вопросы о том, где вы этому научились, как-то сказали, что пару секретов вам открыл второй вратарь, тренер «Крыльев» Александр Маркаров. Какие же?
– Да разве это секрет? Просто несколько упражнений. Например, бить по мячу с небольшого возвышения – с фишки, например. Не знаю, что это дает, но мячи после этого и правда летят туда, куда ты хочешь. После каждой тренировки брал мяч и бил по воротам. В день по 30 ударов было вполне достаточно. Хотя вся эта серия в 2004-м – это не только тренировки, это еще и стечение обстоятельств.
– С этого лета в «Сатурне» есть сразу два специалиста по штрафным. Кто бьет лучше: Каряка или Лоськов?
– Лоськов. Он бьет с двух ног. Левая, правая – ему нет разницы.
– И как вы делите «собственность»?
– Договариваемся. Если чув-ствую, что могу пробить, подхожу и говорю. Он уступает. Я тоже уступаю. Разногласий не было ни разу.
Конец света
– Герман Ткаченко сказал в одном из своих интервью, что вами интересовался «Челси». Не застыли от удивления?
– Не помню, может и застыл, это достаточно давно было… Видите, ушел в «Бенфику», тоже великий клуб, который стремится быть лидером в Европе. В чем-то «Челси» он уступает, но тоже гранд.
– Когда в «Крыльях» шла распродажа, некоторые российские клубы готовы были отдать за вас любые деньги. Почему решили переехать на край света?
– Моя жена не очень хотела уезжать – понимала, что там будет тяжело. Я это тоже понимал. Но карьера футболиста не такая долгая, как хотелось бы, до 35–36 лет. Уместить в этот срок пару лет заграничной карьеры очень интересно. Я очень хотел попробовать. Вот и попробовал.
– Почему так и не заиграли в Португалии? Рональд Куман не счел вас своим?
– Да нет, у нас были нормальные отношения. Поначалу играл при нем. Потом дал это приснопамятное интервью, из-за которого меня на месяц дисквалифицировали. Ну а во втором круге на поле уже не появлялся.
– То есть заграничную карьеру вам подпортили журналисты?
– Ну не на сто процентов, но отчасти – точно. Вообще, «Бенфика» очень строго вела себя по отношению к журналистам. Дисквалификация за какое-то резкое выступление в прессе – это нормальная практика. Сначала идет разбирательство, потом выносят решение. У российской газеты, которая опубликовала мое несуществующее интервью, я выиграл суд. На первой полосе она опубликовала опровержение. В Португалии новость об этом вышла где-то в середине, и никто ее не заметил.
Трудности перевода
– Хотя заиграть в Португалии вам так и не удалось, уезжать оттуда вы не хотели. Чем она вам так понравилась?
– Шикарный климат. Общительные, жизнерадостные люди. Как правило, все берут кредит на 30–40 лет, покупают и квартиру, и машину в долг. Их главная страсть – футбол. Правда, без знания португальского там тяжело. У меня была помощница по языку, но она жила в Порту. В Лиссабоне меня сначала учила русская преподавательница, но ничего в голову не лезло. Потом наняли португалку. Было труднее, но кое-что начал запоминать. Выписывал на уроке незнакомые слова – когда учительница уходила, открывал словарь и заучивал. Прям как в школу попал.
– А с другими языками у вас как?
– Не очень. В школе учили так, чтобы ничего не знать.В спортинтернате на уроки мало кто обращал внимание – тренировки, тренировки. Это сейчас я понимаю, что язык – это очень важно для заграничной карьеры. Я знаю российских ребят, которым открыто говорили: не выучишь язык – играть не будешь.
– Кто был самым колоритным игроком «Бенфики»?
– В первую очередь Микколи. Телосложение у него совершенно не футбольное, зато какой техничный! Очень невысокий – всего 168 см, но это ему как будто не мешает. Допустим, идет подача куда-нибудь за ухо, но он настолько мяч чувствует, что достает ногой. Кроме того, Симау Самброса. В Португалии капитан – не просто капитан. Его слово непререкаемо – и на поле, и в быту.
– Стереотип мирового футбола: португальцы – главные симулянты и провокаторы.
– Неправда. Все всегда борются до конца. В чемпионате России и симуляции, и грубости гораздо больше.
– В Португалии вас когда-нибудь выводили из себя?
– Бывало. На тренировке один молодой парень – его, по-моему, Жоао зовут – ударил меня по ногам сзади. Я ответил через несколько минут. Меня выгнали с тренировки – чтобы остыл. Куман видел оба момента и был на моей стороне.
Дамский угодник
– Те, кто возвращается в Россию из Европы, сетуют на то, какие же неприветливые у нас люди. После полутора лет в Португалии не ужаснулись контрасту?
– Нисколько. Я был безумно рад, что сюда вернулся. Рад настолько, что не замечал ничего вокруг. Даже дороги от своей квартиры в Крылатском до Раменского – а это целых 85 километров в одну сторону. Первое время проезжал эту дорогу на одном дыхании через все пробки и заторы. Через месяц, правда, подустал – все-таки очень длинный путь. Поэтому стал снимать домик недалеко от Раменского. Жизнь на природе – это сказка! Особенно когда у тебя есть дети.
– В этом году у вас родилась вторая дочурка. Признайтесь: хотели сына?
– Поначалу – да. Все-таки хотелось, чтобы были и дочка, и сын. Но когда узнал, что будет девочка, тоже был очень счастлив. Все-таки жить среди трех женщин – все равно что в цветнике.
– Рыбачили уже в Подмосковье?
– Пару раз выезжал. В Ильинском, в пяти километрах от базы, есть платное озеро, где много рыбы. Поехали в серьезном составе: Лебеденко, Артем Ребров, Яшин, Паша Соломин и я. Первый раз мы ничего не поймали. Во второй раз – стерлядь и пару карпов. Причем довольно больших – общий улов потянул килограммов на 15. Потом нам все это там и приготовили. Очень прикольно посидели.
– Для кого-то рыбалка без водки – время на ветер. Что пьют рыбаки-спортсмены?
– Если выходной день, то могу позволить себе бокал красного вина. Это у меня из Португалии. Там даже на ужине в день перед игрой футболисты могут выпить по бокалу вина. Это вроде как повышает красные тельца в крови.