Написать о фильме «Коробка» меня попросили в дни проведения фестиваля итальянского кино. Звонок из офиса «Спорта День за Днем» раздался в тот момент, когда я стоял в фойе кинотеатра с коллегами-журналистами, изрядно воодушевленными после просмотра очередного шедевра Маттео Гарроне. Когда они прислушались к нашему разговору, сразу посыпались язвительные шуточки в адрес «Коробки» и футбола в частности.
Правда, ехидничали по поводу фильма мои коллеги-женщины. Разделив их мнение на 400, как вечно антифутбольное, я все же посмотрел фильм о дворовом турнире, который был представлен на московской премьере самим Леонидом Слуцким.
Три человека на сеансе
Наши насмешницы оказались в чем-то правы. Смотреть фильм «Коробка» пришел… один зритель, да и то с пресс-картой в руке, считай — бесплатно. Дело шло к отмене показа, но, к моей радости, к началу сеанса в зале набралось три человека, включая меня самого. По окончании просмотра я навел справки и узнал, что в других кинотеатрах, где показывалась «Коробка», была такая же ситуация: пять-десять зрителей, не более. И это на вечерних сеансах, в удобное для посещения время.
Сосредоточившись до предела, я впился взглядом в экран в опасении, что ахинея начнется сразу после титров. Но время шло, а меня ничего не раздражало. Фильм излагал совершенно внятную историю о взаимоотношениях современных подростков. Не желая делить хоккейную коробку с молодыми кавказцами, русские ребята вызвали их на турнир, в который постепенно втянулись все жители района.
Когда я привык к картине и немного расслабился, возникли первые ассоциации. А это, как говорил великий итальянский режиссер Франческо Рози, — «примета хорошего фильма».
Первая из них была связана с юными актерами, некоторые из них прекрасно проявили себя ранее. В частности, Александр Мельников, сыгравший Сержа в «Коробке», прославился благодаря телесериалу «Закон каменных джунглей». Старым знакомым оказался и Алексей Лукин в роли судьи дворового турнира. Я заприметил его в фильме «Училка», хотя послужной список Алексея довольно велик. Однако на этот раз он сыграл нечто прямо противоположное своей роли в «Училке» — крайне дисциплинированного подростка, целиком погруженного в честное судейство и, по всей видимости, не боящегося игроков-сверстников и собравшейся на трибунах шпаны.
Исполнитель главной роли Сергей Романович начал свою кинокарьеру еще в 2007 году и к моменту съемок «Коробки» был уже заслуженным артистом в категории «юный». Сразу же прошу прощения у тех актеров, кого я видел на экране впервые, но все они произвели хорошее впечатление. Не отставали от них и взрослые — крайне убедительным в роли отца главного героя оказался Олег Васильков, хорошо знакомый кинозрителям по фильму «Конвой».
Ну а Руслану Нигматулину, сыгравшему сурового, но справедливого тренера юношеской команды «Спартака», пожелаем дальнейшего развития кинокарьеры.
Покажите вторую серию
История, рассказанная в фильме, крайне проста. С одной стороны — наши, с другой — чужие, пришлые, непонятные, смуглые. В центре — коробка с песчаным покрытием, напоминающая гладиаторское ристалище. Все, что было здесь до турнира, — привычно и однообразно. Все, что произойдет, — непредсказуемо и обязательно обернется последствиями. Все, что случилось, — хеппи-энд в лучшем понимании этого слова. Русские ребята обрели новых кавказских друзей, потеплели отношения между взрослыми соседями, силы зла на какое-то время отступили, а главные герои, как положено, занялись футболом на новом уровне — в школе резерва московского «Спартака».
Прочитав это, кто-то воскликнет: «Так зачем было огород городить?!» Неужели такая история достойна фильма? В наше-то кризисное время? Тогда на выручку придет другая цитата из Франческо Рози, гласящая, что «киновосприятие — это искусство ассоциаций».
Содержание фильма «Коробка» ничем не уступает его предшественникам — телесериалу «Команда» (2004), фильмам «Игра» (2008) и «Выкрутасы» (2011). Все это простые, незатейливые истории, адресованные в первую очередь поклонникам игры № 1. Такими же были и некоторые классические фильмы о футболе, созданные в советское время. «Коробка» ничем перед кино не провинилась. Что касается следования этого фильма в русле идей РФС и лично Виталия Мутко, то что плохого в этих идеях, которые просто напрашиваются на киновоплощение? Точно так было и с «Выкрутасами», повествующими о беспризорниках, которых футбол вывел из подвалов и промзон на свет божий.
Конечно, никто не рассчитывает на то, что с помощью «Коробки» и ей подобных фильмов возникнет всплеск интереса подростков к уличному футболу. Или что все они побегут записываться в школы резерва профессиональных клубов, где их примут с распростертыми объятиями мудрые и немногословные Русланы Нигматулины. Сказка — ложь, но в ней намек. Кто только не смеялся в свое время, посмотрев фильм «Удар! Еще удар!» (1968), который рассказывал о том, что ленинградский «Зенит» победил в розыгрыше престижного еврокубка! Ну а «Игра» (2008) пошла еще дальше, возвестив о победе сборной России на чемпионате мира 2018 года.
Однако хорошее впечатление, которое произвела «Коробка», было изрядно подпорчено действиями наших кинопрокатчиков. Это надо же было додуматься выпустить достаточно скромную «Коробку» в одно время с отличным английским спортивным фильмом «Эдди Орел», посвященным легендарному прыгуну с трамплина. Или наш кинопрокат до сих пор не в курсе решения, принятого на правительственном уровне? О том, что нельзя выпускать одновременно российский и зарубежный фильмы похожего содержания.
В результате угробили обе картины, на которых собирались горстки зрителей. Но, может быть, прокатчиков вообще не интересовали кассовые сборы в обоих случаях? Вот о чем, на мой взгляд, следует говорить, а не выискивать в «Коробке» материал для критиканства. Лучше давайте спросим себя: хотим ли мы увидеть вторую серию «Коробки»? Лично я — хочу.