Знаменательная дата: 18 сентября 30-летний юбилей дебюта «Зенита» в Кубке европейских чемпионов. Сегодня, наверное, можно утверждать, что все вышло по известной пословице «Первый блин комом». Положа руку на сердце, перед стартом подопечных Павла Садырина в престижнейшем турнире никто и не ожидал от них триумфа. Вот если б «Зенит» дебютировал в этом КЕЧ осенью 1984-го, сразу после завоевания исторического своего золота, тогда иное было б дело, тогда болельщикам казалось, что уникальным этим парням любая команда по плечу, хоть «Барселону» им подавай, хоть «Ювентус».
В Европу прорубить окно
Но год прошел после чемпионства, а на Руси после праздника следует похмелье, горьковатое, как правило. Так оно, примерно, и вышло, так что ожидания завышенными не были. Иное дело, что поклонники «Зенита» не были готовы к фиаско под названием «Куусюси».
И сезон-то команда к финишу выправила. Да, конечно, золото-1984 хотелось бы подкрепить хотя бы бронзой. Чтоб всем стало ясно: «Зенит» в лидирующей группе навсегда. Не вышло. Но шестое место 1985-го — все же не пятнадцатое — 1981-го, когда сразу после завоевания первых бронзовых наград в истории питерцы долго стояли на вылет. Осенью 1985 года болельщики города на Неве настроены были оптимистично, да, дескать, гульнули маленько любимые их парни лишку, дело житейское, но «наш Паша» железной рукой выправил курс. Скоро опять за золото поборемся. А пока пора явить себя Европе.
Жеребьевка 1/16 финала — как по заказу, норвежский «Волеренген». Зенитовцы в восторге. Вспомним расклады тех лет, их еще потом назовут застойными, о чем мы тогда не догадывались. Трезвомыслящие профессионалы (сколько ни называй футболистов любителями) отлично понимали, что Кубок чемпионов не выиграть. Заграничные поездки на вес золота. Ведь не все то золото, что блестит на груди (медали). Каждая поездка — это привезенная одежда себе, жене, семье и приемнички на продажу. В те годы ведь контрактов не подписывали, но приглашая игрока в команду, ему доверительно сообщали, сколько поездок за границу в год запланировано, учитывалось, да еще как! Вот и оцените жребий. Сразу же получить клуб из Италии (Испании, ФРГ...) не хотелось. Магазины там — что надо, в десятку, но шансов пройти — уж очень мало. Команду из страны соцлагеря (Польша, ГДР, Болгария…) хотелось еще меньше. И магазины не те, и биться с советскими будут не на живот, а на смерть, и по ногам непременно болезненно схлопочешь, и поражение (а силы примерно равные) дома не простят (уж лучше какому-нибудь «Ювентусу» уступить, никто худого слова не скажет). Норвежцы — мечта советского футболиста. Любительская командочка, а магазины... закачаешься!
«Эти по нам», — широко улыбнулся телекомментатор Владислав Гусев, обсуждая результаты жеребьевки в компании журналистов. Правоту будущего президента клуба подтвердил первый матч. Хозяева поля (игра протекала на стадионе имени Кирова в холодную погоду, но собрала 51 тысячу зрителей) немного волновались, все же дебют. Но с нервами быстренько совладали и победили 2:0. Помощник Павла Садырина, Михаил Лохов, летал предварительно в Норвегию, смотрел игру, остался доволен и приемом, и тем, как выглядел соперник «Зенита».
Его советы помогли. На флангах включили максимальные скорости Дмитрий Баранник и Николай Ларионов, гости с ними не справлялись, как и с Сергеем Дмитриевым, открывшим счет. Норвежцы грозились отыграться на своем знаменитом «Бишлете», но и там Дмитриева не удержали.
Бокс на стадионе имени Кирова
В 1/8 финала снова шикарный жребий — финский «Куусюси». Уже и клуба нет с таким названием, а в Питере это слово стало нарицательным, синоним и в газете не напечатаешь.
«Зенит», что греха таить, настроен был на легкую победу. Однако в домашнем матче ценой двух реализованных пенальти Юрием Желудковым вырвали победу 2:1, а в Лахти на поляне, больше похожей на огород, совершили «преступление» перед советским футболом, уступив в дополнительное время 1:3. Возвращение в Питер лучше и не вспоминать. Тот розыгрыш Кубка чемпионов вообще был сумасшедшим, и выиграл его «Стяуа». Вот и вышло, что финны уступили в четвертьфинале будущему победителю с минимальным счетом. Но это не утешает. Кстати, доблестная Федерация футбола СССР наказала «Зенит» в духе времени, лишив на год (!) тех самых зарубежных поездок.
Издержки роста
И сегодня, 30 лет спустя, я убежден, что «Зенит» тогда был на три головы выше чертова этого «Куусюси». Издержки роста... великого тренера. Провожу параллель с другим обиднейшим поражением, вспоминаю финал Кубка СССР — 1984, в котором «Зенит» тоже был сильнее столичного «Динамо», но проиграл. Павел Федорович Садырин к тому времени блистательно умел проходить с командой стайерскую дистанцию чемпионата, когда можно проиграть, но все исправить. Матчи по кубковой системе, на выбывание — другая, сложнейшая история. Этим искусством Садырин овладел не сразу. Не стоит забывать, что 1985 год, год сражений с «Куусюси», — всего лишь третий год его самостоятельной тренерской работы. Пройдет время, Федорыч и Кубок страны выиграет. Правда, с другой командой.