Не сочтите за бахвальство, но еще до беспрецедентной атаки ВАДА на Россию я неоднократно писал о том, что деятельность агентства губительна для спорта высших достижений в мировом масштабе. Эта организация давно отказалась от решения сугубо конкретных, профессиональных задач. Сначала ВАДА произвольно и практически бесконтрольно расширяло до бесконечности перечень запрещенных (почему, на каком основании?) препаратов, лишая спортсмена права на лечение какого бы то ни было заболевания. Ведь не о стимуляторах давно уже речь — о любой фармакологической подпитке. Что рядовому гражданину витамин, атлету может допингом послужить. Если только у него нет справки от врача, именующейся терапевтическим исключением, — индульгенция на прием чего пожелает, право нарушать законы ВАДА. По какому принципу она выдается, так толком и не разъяснено.
Борьба без правил
Агентство пока еще не может самостоятельно отстранять целые страны от участия в Олимпиадах, но не стоит обольщаться. ВАДА набирает силы с такой скоростью, что жутко хочется проверить ее лидеров на некие потаенные стимуляторы (наличие покровителей?).
Агентство должно знакомить МОК с результатами своих тестирований и отходить в сторонку. Все последующее — прерогатива комитета. На деле давно не так. МОК откровенно опасается ВАДА и идет у него на поводу, утрачивая власть в олимпийском движении, а по сути, боязливо наблюдая за его приближающимся крахом.
Антидопинговый монстр, почувствовав вкус крови вперемешку с мочой, набрал необъяснимую мощь. МОК из последних сил пытается изобразить, что право вынесения судьбоносных решений пока еще за ним.
Это — примерный расклад. А в первой декаде декабря МОК (или МОК выступит в качестве секретаря ВАДА, проставляющего печать) как раз и предстоит принимать судьбоносное решение: выступать ли сборной России на Играх в Пхенчхане.
Не буду повторяться: нет ни малейших оснований для отстранения нашей страны и ее ни в чем не уличенных спортсменов.
Не буду повторяться: в нынешней ситуации все возможно, игра давно ведется без правил.
А коли так, давайте прикинем наихудший из возможных вариантов: МОК не допустит наших олимпийцев на Игры как команду, то есть с гимном, флагом и участием в церемонии открытия. У французского аналога РУСАДА лицензия тоже изъята, как и у португальского, но отстранение этих стран никто не рассматривает. Ясно, что вопрос лежит в иной совершенно плоскости, игра, повторю, без правил. Итак, что может означать гипотетическое пока лишение России права выступить на Играх-2018?
Противники ВАДА
Спортивная война между нашей страной и МОК? Вряд ли, а вот серьезный конфликт в этом случае неизбежен. Спортивная изоляция России? Ни в коем случае, хотя отлучение от Пхенчхана ведь не означает автоматического примирения к летней Олимпиаде 2020 года, здесь все гораздо сложнее.
У ВАДА очень много врагов, скрытых и явных, что совершенно естественно при столь наглом и откровенно бесцеремонном поведении его руководства.
Прежде всего это коммерчески преуспевающие лиги, курирующие столь популярные виды спорта, как хоккей (НХЛ) и баскетбол (НБА). Они попросту игнорируют МОК, исключительно из нежелания иметь дело с ВАДА. При всем уважении к фигуристам, биатлонистам и представителям других видов спорта, гвоздь программы Белой олимпиады и обеспечение ее финансового успеха — это хоккейный турнир. Который в значительной мере утрачивает свою привлекательность и коммерческую составляющую без участия игроков из НХЛ. В Пхенчхане их не будет впервые с 1994 года. МОК и оргкомитет Игр-2018 могут благодарно поклониться в ножки ВАДА за падение интереса и огромные убытки.
К двум заокеанским лигам не столь открыто, но достаточно заметно примыкают ФИФА и две теннисные ассоциации: ATP и WTA. Футбол с его чемпионатами мира и Европы, двумя клубными супертурнирами более чем самодостаточен. По большому счету на Олимпиадах он не представлен, это — молодежный турнир. Теннисное руководство, невзирая на неприятный эпизод с Марией Шараповой, тоже не хочет связываться с ВАДА и терять своих звезд, а с ними и коммерческий успех. Большой шлем — это вам не теннисный олимпийский турнир!
Истероидная свистопляска
Оставим политиков в стороне, а вот среди спортивного руководства вряд ли кому понравится отстранение России от Пхенчхана. Кроме хоккейного провалится в плане зрительского интереса и второй гвоздь программы — турнир фигуристов.
Вообще-то все это уже бывало, и я до сих пор помню результаты летней Олимпиады — 1984 в Лос-Анджелесе. В те годы тяжелая атлетика пользовалась огромной популярностью. В самой престижной весовой категории среди супертяжей первенствовал австралиец Дин Лукин, уступивший в сумме полцентнера (!) результатам наших штангистов. После чего политики долгое время на спорт не покушались.
Вся эта истероидная свистопляска с изъятием медалей и тихим перенаграждением без зрителей, телекамер и минуты славы (иногда спустя годы после Олимпиад и мировых первенств), навязанная ВАДА спорту, убивает интерес к нему. Почему? Какой интерес без звезд, а какие звезды, если никогда неизвестно, что найдут в допинг-пробе чемпиона пятилетней давности?! Все это, бесспорно, нервирует и раздражает атлетов, организаторов соревнований. ВАДА практически уничтожила популярнейшую велогонку «Тур де Франс». После массовых ежегодных разоблачений — ни зрителей, ни прибылей, а какой бизнес-монстр был совсем недавно!
Нам навязывают борьбу, но мы в ней отнюдь не одиноки. Останется лишь назвать вещи своими именами: драка — так драка, не будем уклоняться, поведем ее умно и тонко, объединим усилия с союзниками и победим, принеся гигантскую пользу мировому спорту. Поставив на место с цепи сорвавшуюся лабораторию, ограничив ее деятельность небольшим кругом задачек, определенных подлинными профессионалами.
И сделать это необходимо вне зависимости от декабрьского вердикта МОК.