Российские легкоатлеты ведут напряженную борьбу, причем с переменным успехом, нередко проигрывая свои поединки. Мы этой борьбы не наблюдаем, она настольная, точнее, подковерная, нам лишь результаты скупо сообщают.
ВФЛА, как известно, в правах по сей день не восстановлена. Выступать на международных соревнованиях российские легкоатлеты могут только в нейтральном статусе. Казалось бы, чего проще: дал согласие на участие в турнирах без российских герба и триколора – вот ты и нейтрал. Но не тут-то было, этот статус вожделенный надо еще получить у всесильной ИААФ, а процедура это весьма непростая.
Подмоченная репутация не повод для отказа
10 сентября ассоциация отказала в этом праве очередным 11 российским легкоатлетам. В этом перечне две фамилии привлекают особое внимание, очень уж известные спортсменки. Анна Чичерова, олимпийская чемпионка Лондона-2012 в прыжках в высоту, победительница мировых и европейских первенств. Бронзовую медаль Пекина-2008 у нее отобрали, у Анны выявили в допинг-пробе весьма популярный стероид, на котором спортсменки из бывшей ГДР дружно сидели еще в прошлом веке, легкоатлетический мир давно от него отказался, его нынче обнаружить – пара пустяков, могли бы и наши медики шагать в ногу со временем, да для этого финансирование нужно. На что можно рассчитывать, давая спортсмену туринабол, понять трудно. Чичерова послушно отдала медаль, отбыла свое и вот в 37 лет решила вернуться в сектор для прыжков. Но с подмоченной репутацией нет, как выяснилось, ей доверия.
Абсолютно идентичная ситуация и с 32-летней бегуньей на 400 метров Антониной Кривошапкой, неоднократым бронзовым призером мировых первенств, чемпионкой Европы. Все, как в легендарном монологе Михаила Жванецкого: «Консерватория – мошенничество, афера – суд – Сибирь». Олимпийская бронза Лондона-2012 – стероиды в допинг-пробе – суд – дисквалификация, отобранная медаль. Покаялась, отбыла, решила вернуться на дорожку – дудки.
А теперь давайте разбираться. Ну не симпатизирует ИААФ легкоатлетам, прежде попадавшимся на допинге. Но тут, как с уголовным наказанием, отсидел, вышел – и вот ты уже снова полноправный гражданин, пока не совершил рецидив. Таких спортсменов, отбывших дисквалификацию, вернувшихся на стадионы планеты, потом и Олимпиады выигравших, пруд пруди (что, кстати, наглядно демонстрирует всю абсурдность борьбы с допингом, но сейчас не об этом).
Речь шла о получении нейтрального статуса. Поскольку ВФЛА не может выставлять легкоатлетов под флагом сборной России на международные соревнования. Так при чем же здесь их оставшиеся, пока не доказано обратного, в прошлом проблемы?
ИААФ применяет незаконные методы
Отбыв наказание, спортсмен полностью восстанавливается в правах. Статус федерации – это из другой оперы. В противном случае, то есть в данном случае, возникает ощущение, что перед россиянами ИААФ пытается поставить шлагбаум любым способом, включая и незаконные, благо никому не подотчетна.
Нейтральный статус лишает легкоатлета права и возможности выступать за свою страну, и не более того!
На данный момент 129 российских легкоатлетов получили вожделенный нейтральный статус. А 53 – отказ в нем. Без разъяснения причин.
А их никто и не требует от ИААФ! ВФЛА не борется за наших спортсменов, у которых от подобного отношения к себе руки опускаются. Они ведь и так без вины виноватые, ни в чем предосудительном не замеченные, однако от выступлений под флагом национальной сборной отстраненные. ВФЛА умеет, когда хочет, работать оперативно. В августе президент федерации Дмитрий Шляхтин встретился в Осло с представителями рабочей группы ИААФ Руне Андерсоном и Джонатаном Тейлором. В ходе переговоров было принято решение: ВФЛА обязана предоставить отчет о проделанной за три года работе по устранению фармакологической подпитки. На изготовление объемного документа ушло две недели, и уже 2 сентября отчет был отправлен руководству ИААФ. Эту бы энергию да на защиту прав легкоатлетов.
Мы вправе потребовать от ИААФ хотя бы объяснений. Да, наши легкоатлеты в нейтральном статусе выступают без герба, флага и гимна, но они остаются гражданами России! Есть же и международный спортивный арбитраж, который обязан рассматривать дела не только о вторичных половых признаках Кастер Семени, но и о нарушении прав спортсменов, чья гендерная принадлежность не вызывает недоуменных вопросов.
Быть может, нашим спортивным юристам пора заняться этим вопросом?