• Поиски приема против налогового лома

    Деньги

    15.11.10 12:37

    Поиски приема против налогового лома - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Автор: Спорт день за днём

    Менее чем через полгода на Туманном Альбионе должны вступить в силу поправки к налоговому законодательству, которые могут внести существенные коррективы в расстановку сил в европейском клубном футболе.

    С 1 апреля 2011 года местные граждане, а также работающие на территории Англии иностранцы, годовой доход которых превышает £150 тыс. – таких в Королевстве, по официальным данным, свыше 750 тыс. человек – должны будут платить не 40 %, а 50 % налога!

    Бизнесмены и банкиры отреагировали на предстоящее повышение верхней ставки подоходного налога «ногами»: они уезжают сами и переводят свои фирмы и банки в страны с более льготным налогообложением – чаще всего в Швейцарию. Владельцы клубов премьер-лиги и тренеры боятся, что то же самое в следующем году начнут делать и футболисты. Причем не только ино­странцы, которых в премьер-лиге около 500 человек, но и местные игроки: им станет выгоднее играть на континенте, где налоги с футболистов, особенно приехавших из-за рубежа, меньше.

    «Вне всяких сомнений, доминирование премьер-лиги исчезнет, – предрек Арсен Венгер, тренер лондонского «Арсенала». – С вытекающими из новой ставки проблемами столкнутся все английские клубы».

    В числе прочих тренеров Венгера поддержал и Сэм Эллардайс, заявивший, что новая планка верх­ней ставки уже сейчас мешает его «Блэкберн Роверз» заключать контракты с новыми футболистами. «Если добавят еще 10 %, – пожаловался он, – то такие клубы, как наш, просто не смогут обновлять состав».

    Еще более отрицательно относятся к изменениям в налогообложении сами игроки. Андрей Аршавин, к примеру, привыкший к 13-процентному подоходному налогу в России, вскоре после переезда в Лондон пожаловался столичной газете Mail on Sunday: «У меня проблема с контрактом. Возникли определенные нюансы, связанные с налогообложением и  рядом других вопросов. В результате я получаю меньше, чем рассчитывал. Это не вопрос жизни и смерти, но его все равно нужно решить».

    Возможно, поэтому, по информации лондонских СМИ, руководство «Арсенала» предложило россиянину, до окончания срока действия контракта которого осталось полтора года, начать переговоры о новом соглашении, по которому он будет получать £80 тыс. в неделю, т. е. на £10 тыс. больше, чем сейчас.

    Большинство игроков премьер-лиги зарабатывают от £50 до £70 тыс. в неделю. Для них с 1 апреля 2011 года подоходный налог вырастет на £320 тыс. Еще больше, естественно, придется платить звездам. К примеру, от Стивена Джеррарда, получающего £120 тыс. в неделю, налоговики потребуют на £670 тыс. больше, чем сейчас. Еще больше придется раскошелиться Яя Туре, считающемуся со своими £200 тыс. в неделю самым высокооплачиваемым игроком премьер-лиги.

     

    Потери футболистов вырастут больше чем 10%, потому что одновременно с повышением верхней ставки подоходного налога правительство уменьшило и налоговые льготы и вычеты. Не исключено, что высокооплачиваемых англичан и иностранцев в общей сложности заставят отдавать государству почти 60 пенсов с каждого заработанного фунта стерлингов.

    Латание дыр в кармане

    Игроки, а также их агенты и руководство клубов премьер-лиги ищут способы снижения налогов с таким же упорством, с каким мытари пытаются их повысить. Как только находчивые адвокаты находят лазейку для законного уменьшения налогов, правительство ее прикрывает или лишает привлекательности.

    Одной из наиболее популярных уловок, часто используемых в клубах, является выдача части зарплаты в виде беспроцентных ссуд. В таких случаях по британскому налоговому законодательству подоходный налог платится лишь с 5% от суммы займа. Скажем, с £1 млн зарплаты с 1 апреля 2011 года придется платить свыше £500 тыс. Если же этот миллион оформить как беспроцентный кредит, то 50-процентный налог придется платить лишь с £50 тыс.

    Другая распространенная схема снижения налогов, применяемая с середины 1990-х годов – оформ­ление части зарплаты и бонусов в качестве выплат от реализации авторских прав на образ футболиста. Когда игрок подписывает контракт с клубом, он может продавать права на свой образ сам или поручить это делать клубу в обмен на какую-то определенную сумму. Конечно, практически все игроки выбирают второй вариант.

    Клубы перечисляют эти деньги компаниям, которые занимаются эксплуатацией прав на образ. Они имеются почти у всех звезд (Owen Promotions – Майкл Оуэн, Steven Gerrard Promotions – Стивен Джеррард) и по понятным соображениям в большинстве случаев зарегистрированы в оффшорах (например, на Британских Виргинских островах) или в Нидерландах. Поскольку деньги выплачиваются не физическому лицу, а компании, то с них взимается корпоративный налог на прибыль в размере 21%. Налоговики считают, что при помощи этой уловки футболисты недоплачивают до £100 млн налогов в год.

    «Манчестер Юнайтед», например, в сезоне–2007/2008 заплатил Уэйну Руни за реализацию его имиджевых прав £760 тыс., а «Ньюкасл» Джоуи Бартону – £675 тыс. По слухам, 80 % от пятилетнего заработка Дэвида Бекхэма в «Лос-Анджелес Гэлакси» (£125 млн) приходятся на эти отчисления.

    Не только для  пенсии

    Сейчас в премьер-лиге наиболее популярны пенсионные схемы, финансируемые предприятиями для своих сотрудников (EFRBS), которые позволяют футболистам снизить подоходный налог едва ли не на 50 %! Как пишет лондонская газета Independent, этой схемой, которая начала входить в моду в футболе года полтора назад, сейчас пользуются как минимум три четверти клубов премьер-лиги. EFRBS абсолютно законна. Ее придумали банкиры из Сити, не хотевшие платить большой подоходный налог с бонусов. По этой схеме до 50 % оклада игроков можно переводить в специальные фонды, в которых накапливается пенсия. Причем вкладывать эти деньги можно в разные активы, например, в недвижимость. Специалисты полагают, что EFRBS используется и в новом контракте Уэйна Руни.

    Выгодна EFRBS и клубам, потому что позволяет экономить на страховых платежах 12,8 %.

    Конечно, власти не намерены безучастно смотреть, как футбольные миллионеры недоплачивают в казну на законных основаниях огромные деньги. Но отменять EFRBS никто не будет. Удо Онвере, бывший игрок «Фулхэма» и «Блэкберна», а ныне адвокат юридической конторы Thomas Eggar, специализирующийся на налогах и трастовых фондах, говорит, что его клиенты из премьер-лиги готовятся к тому, что налоговики закроют лазейку с EFRBS. Скорее всего, уже весной или летом деньги в EFRBS, с которых сейчас не платят ни пенни, тоже обложат налогами и, не исключено, заставят делать с них отчисления и в страховой фонд. После того как EFRBS потеряет привлекательность, футболистам и их агентам придется искать новые лазейки.

    Поправка Шумахера

    «У меня немало деловых партнеров, – рассказывает Майкл Уорбартон, один из ведущих британских специалистов по налогам и старший партнер аудиторской фирмы Grant Thornton, – которые из-за повышения налогов подумывают о переезде в Швейцарию».

    Каждый пятый житель Швейцарии является иностранцем. Эмиграция растет с каждым годом. Причем едут не с бедного востока континента, а с богатого запада. Причин много: стабильность политической и экономической жизни в Швейцарии, высокий уровень жизни, отличные системы здравоохранения и образования, низкий уровень преступности, но главное, что манит состоятельных иностранцев в Швейцарию – это очень низкие по сравнению с соседними странами налоги.

    Несмотря на то что подоходный налог, уплачиваемый иностранцами в альпийской республике, состоит из трех слагаемых: федерального, кантонального и коммунального (муниципального), в общей сложности, утверждают в консалтинговой компании Henley & Partners, он редко превышает 20 %. Мало того, иностранцы, живущие, но не работающие в Швейцарии, в индивидуальном порядке договариваются с властями кантона, в котором они живут, и платят налог не из расчета годового дохода или размеров состояния, а исходя из стоимости аренды или стоимости своего жилья в пятикратном размере. Стоит ли удивляться, что из 20 миллиардеров, живущих в Швейцарии, лишь девять – швейцарцы.

    В Швейцарии прячутся от высоких налогов богатые знаменитости типа Тины Тернер, Фила Коллинза, Ингвара Кампрада, Изабель Аджани и т. д. – всего около 4,5 тысяч человек. Есть среди них и спортсмены: братья Шумахеры, Ален Прост, Жак Вильнев, Фернандо Алонсо, Кими Райкконен, Льюис Хэмилтон, Борис Беккер, Амели Моресмо…

    Несколько лет назад сенсацию вызвали сообщения информ­агентств о том, что Михаэль Шумахер, самый богатый тогда спортсмен планеты, зарегистрировался на… швейцарской бирже труда. Сделать это его заставило, конечно, не пособие по безработице, а возможность уменьшить в пять раз налог на недвижимость. Для этого он воспользовался местным законом, запрещающим гонки на машинах и делающим его формально безработным.

    В Швейцарии экономный Шуми вместе с женой Кориной и детьми – дочерью Джиной-Марией и сыном Михаэлем – прячется от высоких немецких налогов уже почти полтора десятилетия, с 1996 года. В Германии к богачам относятся сурово. Подоходный налог там составляет 42 %, а налог на инвестиции – 53 %. Есть еще и налог в 5,5 %на восстановление восточной части страны. В Швейцарии же он платит на порядок меньше: в 2005 году, к примеру, заплатил 2 млн швейцарских франков ($1,7 млн), т. е. всего лишь… 2% от своего годового дохода.

    Швейцарцы, конечно, возмутились, когда безработный мультимиллионер Шумахер построил на берегу Женевского озера дом жилой площадью почти 700 м2, больше похожий на средневековый замок. Замок Шуми, как прозвали скромное жилище гонщика в народе, стоит не меньше €50 млн. И это при том, что строили его гастарбайтеры из Восточной Европы, которым он платил копейки и из-за которых у него даже возникли сложности со швейцарской полицией.

    Новоселье миллионера, получающего пособие по безработице, переполнило чашу терпения жителей Швейцарии. Однако все попытки провести поправки к налоговому законодательству, которые бы лишили миллионеров из-за границы крупных налоговых льгот и которую назвали «поправкой Шумахера», пока не имеют успеха.

    Особенно возмущает швейцарцев то, что они подоходный налог платят в зависимости от дохода, т. е. намного больше иностранцев. Как подсчитала швейцарская газета Blick, французский певец Джонни Холлидей платит 300 тыс. швейцарских франков в год, а теннисист Роже Федерер, зарабатывающий, примерно, столько же – 10 млн – 3 млн швейцарских франков, то есть в десять раз больше!

    Футбольные доходы продолжают расти

    Европейский футбол проявляет уверенную стойкость на фоне мирового финансового кризиса. В 2008–2009 гг.  доходность футбольного рынка составила € 17,7 млрд, из них € 7,9 млрд – от пяти ведущих европейских чемпионатов. Несмотря на рекомендации UEFA о регулировании зарплат игроков, их заработки продолжают расти. В «большой пятерке» чемпионатов общая сумма зарплат превышает € 5 млрд.

    Германия

    42 % – долой!

    Почти половина официальных доходов футболистов, выступающих в Германии, уходит на налоги. По действующему законодательству, если зар­плата работника превышает 52 152 евро, то ставка налога на доход составляет 42 %. Однако, как известно, приличную долю общего дохода игрока в Германии составляют премиальные. Желающие избежать максимальных ставок налога в целях экономии могут премировать игроков относительно небольшими суммами раз в месяц.

    Испания

    Конец «Закона Бекхэма»

    Последние несколько лет Испания была, пожалуй, самым привлекательным в Европе местом для высокооплачиваемых иностранных работников, в том числе футболистов. Однако с 1 января 2010 года ситуация кардинально изменилась.

    В 2004 году правительство страны приняло поправку в законодательство о налогообложении, для того чтобы привлечь в Испанию высококвалифицированных специалистов – ученых, исследователей и, конечно же, спортсменов мирового уровня. Дело в том, что хотя подоходный налог в стране составляет 43%, благодаря законодательной инициативе шестилетней давности ино­странцы, зарабатывающие свыше 600 тыс. евро в год в первые шесть лет своего пребывания в Испании, должны были отчислять в казну лишь 24% от своих доходов. Это явление получило название «Закон Бекхэма», потому как именно британский футболист одним из первых воспользовался налоговыми послаблениями, подписав контракт с «Реалом».

    Такие льготы в глазах футбольных функционеров из других стран выглядели ужасающими и неспортивными. «Это несправедливо, когда футболисты, работающие в Испании, платят всего четверть от своих зарплат, в отличие от 45–50 %, которые платятся футболистами в остальных европейских чемпионатах. При таком подходе у испанских клубов есть явное преимущество при подписании топовых игроков», – сетовал в одном из интервью Ули Хенесс, генеральный менеджер «Баварии».

    Теперь руководитель мюнхенцев может спать спокойно, поскольку с 1 января 2010 года налоговые послабления для высокооплачиваемых приезжих работников отменены. В прошлом году при обсуждении нового бюджета страны было решено отказаться от старых норм в отношении иностранцев. «2 января откроется трансферное окно, и игроки, которые сейчас изучают возможность переехать в Испанию, увидят изменения в системе налогообложения, и вполне вероятно, что многие из них откажутся от идеи переехать сюда из-за агрессивных налогов, – с сожалением прокомментировал новость в ноябре 2009 года Хосе Луис Астиазаран, президент профессиональной футбольной лиги Испании. – Государство не получит больше денег от изменения системы налогообложения иностранцев. Мне кажется, что, наоборот, это может вызвать отток талантов из Испании, которые не вернутся. Мы не сможем соревноваться с европейскими грандами».

    Стоит отметить, что новая налоговая система не коснулась тех, чьи контракты были заключены до вступления в силу изменений. Так что более 40 футболистов, переехавших в страну в 2009-м, среди которых, например, Криштиану Роналду и Кака, пока что платят налоги по «закону Бекхэма».

    Насколько сильно упала привлекательность Примеры для иностранцев за этот год сейчас оценить невозможно. Но опасения президента профессиональной футбольной лиги Испании, похоже, пока не сбылись. Местные клубы выглядят конкурентноспособными в Лиге Европы и Лиге чемпионов, а «Барселона» и «Реал» и вовсе являются одними из главных претендентов на победу. Тот же Королевский клуб летом привычно скупал звезд и, похоже, выросшие налоги ничуть не смутили Ди Марию, Озила, Хедиру и Рикарду Карвалью при переезде в Мадрид.

    Франция

    500 тысяч евро экономии

    Уйти от налогов французскому футболисту никак нельзя. Всеми вопросами налогообложения занимается исключительно клуб, и игроку выплачивает уже «чистую» сумму. До 2007 года налоги во Франции были самыми жесткими – ровно половина заработной платы футболиста уходила на различные налоги. Именно тогда власти позаботились о том, чтобы хоть как-то ослабить налоговый гнет. В частности, стало возможно пользоваться такой льготой, как «право на использование образа», благодаря чему футболисты смогли уводить от налогов 30 процентов своей зарплаты. Касается это, правда, игроков низших лиг, да и то не всех, а лишь тех, чья месячная зарплата не превышает 5546 евро.

    С января 2009 года появилась еще одна возможность уходить от излишнего налогового бремени. Дело в том, что во Франции вступил в силу закон, направленный на привлечение квалифицированной иностранной рабочей силы – 30 процентов заработка этой категории работников не облагались социальными налогами. Кроме ученых и менеджеров высокого уровня, в эту категорию попали и футболисты. Самое занятное, что не только иностранные, но и французы. Загвоздка в том, что «иностранцем» согласно этому закону считается работник, проживший последние пять лет за пределами Франции. Таким игроком, к примеру, стал Клод Макелеле, пополнивший ПСЖ в 2008 году после 10 лет скитаний в других европейских странах. Благодаря этой поправке у французского клуба появилась возможность экономить 564 300 евро каждый год.

    – Мы сражаемся разными видами оружия, – воскликнул президент «Лиона» Жан-Мишель Оля после поражения от «Барселоны» со счетом 2:5 в 2009 году. – В Испании самые лучшие налоговые законы, которые позволяют мест­ным клубам привлекать в свои ряды сильнейших футболистов мира. Французские же команды сталкиваются со структурной проблемой, которая исчезнет, когда государство вновь вернется к принципам равенства. Нам нужно, чтобы власти повернулись лицом к элите, а не к тем, кто просто хуже нас.

    Италия

    Из 200 000 – 100 000 на руки

    В современном футболе Италия считается самой жесткой страной в плане налогообложения. Полемика относительно того, что нужно сделать, чтобы привлечь в чемпионат сильнейших игроков, продолжается уже несколько лет, однако воз и ныне там. Общая сумма налогов доходит до 50 % заработка футболиста. Если учесть, что налоговое бремя полностью ложится на плечи клуба, то, чтобы обеспечить условному Милошу Красичу условную зарплату в 100 тысяч евро в месяц, «Ювентус» вынужден прописать в контракте футболиста сумму в 200 тысяч. Половина из них пойдет только на налоги. Дело в том, что итальянская система не предполагает никаких вычетов из налогооблагаемой базы.

    При этом члены правительства, придерживающиеся левых взглядов, предпринимают все возможные попытки, чтобы уменьшить нынешние зарплаты футболистов. Прошедшим летом Роберто Кальдероли, возглавляющий законодательный комитет Совета министров, потребовав отмены премиальных игрокам сборной Италии, вскользь прошелся и по их заработкам, назвав их слишком высокими.

    – Футбол – это мир профессионалов, в котором правила устанавливаются рыночными механизмами, – говорит президент Олимпийского комитета Италии Джанни Петруччи. – Есть спрос, есть предложение. Я уважаю идеи министра Роберто Кальдероли, но поддерживаю слова президента Федерации футбола Италии – Джанкарло Абете. Мы должны понимать, что футбол – мир частного бизнеса, в котором клубы платят государству налоги в размере 50 процентов.

    И при этом являются самоокупаемыми.


    Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №44 (10-16 ноября 2010 года).

    Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»