Я с большим уважением отношусь к Роману Абрамовичу. Считаю, он – гениальный человек с точки зрения постановки и ведения своих сделок, бизнеса. В «Челси» Абрамович реализует две вещи: хороший бизнес-посыл сочетается с возможностью поиграться во что-то. Во-первых, он очень много приобрел в имидже, что является определенным капиталом, во-вторых, сделал выгодные вложения, и «Челси» сейчас в текущих расходах, по-моему, чуть ли не в плюсе. Капитализация «Манчестера» за последние двадцать лет тоже впечатляет. Думаю, ситуация с «Зенитом» немножко схожая.
Стоимость бренда в разы выросла по сравнению с тем, какой была еще в 2002 году. «Газпром» – одна из крупнейших в мире компаний. Надеемся, что Россия будет процветать, семимильными шагами куда-то там идти в светлое будущее. Это надежда, так сказать, на стабильность работы «Газпрома» с «Зенитом». Вторая надежда связана с тем, что крупным корпорациям свойственны амбиции. Побеждать в любом турнире… Ну, а-ля «Челси». Это и хорошо, и плохо. Плохо может быть, если не получится вдруг сразу, сходу. Но в этом случае хорошо в том смысле, что хозяева что-то подправят, приобретут опыт. Закон больших денег – он ведь очень простой. Они либо растворяются в никуда, что мы не рассматриваем, либо вытягивают управление на свой уровень – может, за счет больших издержек, за счет еще чего-то, но результат опять-таки должен быть хороший. К тому же амбиции не дадут взять и бесславно отойти от проекта, кто бы им ни руководил. Ситуация для «Зенита» благоприятная: Миллер – наш, ленинградец, Фурсенко тоже как бы ленинградский человек, «горит» этой идеей, и слава богу. Даже если сменится руководство, я не верю, что можно будет взять и вычеркнуть чаяния одного из крупнейших экономических регионов страны. Здесь «Газпром» в каком-то смысле «поймался» на некие обязательства перед миллионами людей заниматься футболом, и заниматься успешно.
Другое дело, как к этому относиться. Я, например, не считаю правильным так обращаться с деньгами налогоплательщиков, но, по большому счету, в конце концов, это некий способ поиска, участия в поиске, если хотите, некой национальной идеи, об отсутствии которой все говорят. Они же не то чтобы себя прославляют в основном, а прославляют какие-то элементы нашей жизни. Они себя позиционируют, я не знаю, как «национальное достояние», как наш ресурс вообще, в конце концов, они бешеные деньги платят в тот же бюджет, и все это вместе, я еще раз говорю, позволяет рассчитывать на то, что к «Зениту» они будут относиться как к части этого национального достояния, а это уже, скажем, вопрос уровня высоты трибуны. Вот «Газпром» находится на той трибуне, где подобные слова нельзя просто так бросать, за них надо отвечать, и слава богу.