В первом же туре второго круга некоторые клубы предъявили приобретенных летом новичков, а также вернувшихся в заявочный список футболистов (например, Асатиани). Игроки в своих новых командах тренировались, некоторые прошли сборы, на них рассчитывали и в какой-то степени подгоняли под новобранцев тактические варианты.
Адамов вместо Коллера
Останется чешский гигант в Самаре или не останется, по состоянию на вторник было неясно. Во всяком случае официальных сообщений на сей счет не поступало. Замену же Коллеру уже нашли. В «Крыльях Советов» появился Адамов, вновь приступивший к работе с Леонидом Слуцким.
В этой ситуации, казалось, даже тактической подгонкой не надо было заниматься. На Адамова партнеры, среди которых был еще один самарский новичок — Станислав Иванов, играли примерно так же, как и на Коллера — в расчете прежде всего на выигрыш форвардом верховых мячей. Манера игры Адамова между тем требует, как оказалось, внесения коррективов.
Адамов несколько иначе, нежели Коллер, открывается (Коллер чаще отходит назад, действуя в центре, Адамов же готов врываться в свободные зоны ближе к флангам); готов в отличие от чеха применять дриблинг (правда, осторожно, поскольку не очень-то владеет этим техническим приемом; не так, скажем, как Кержаков, дриблинг которого «Динамо» использует в своих тактических построениях); он быстрее Коллера.
Адамов, однако, реже, чем Коллер, угрожал воротам. Новичок «Крыльев» не стал пока источником страха для соперников. Наверное, Белорукову и Калашникову пришлось бы потрудиться гораздо больше, если бы на привычном месте центрфорварда появился чешский футболист.
Блуждающий Красич
ЦСКА обошелся без новичков. Их пока в клубе нет. Обошелся он и без Шембераса с Вагнером Лавом. Их отсутствие вынудило Зико внести изменения в тактические схемы, применявшиеся ЦСКА по ходу матча в Томске. Это обстоятельство отметил Валерий Непомнящий. «Томи» потребовалось время, чтобы сообразить, как действуют гости, на какой вариант они сделали ставку, кто представляет наибольшую угрозу.
Наибольшую угрозу представляли Дзагоев и Красич. По истечении получаса игры благодаря их действиям счет был уже 2:0 в пользу ЦСКА. Если Дзагоев исполнял хорошо ему знакомую роль игрока «под нападающим», то Красич был блуждающим художником. Не свободным, поскольку в рамках командной игры ему надлежало, как, впрочем, и всем армейским футболистам, играть и на оборону, но — блуждающим.
Перемещения Красича застали врасплох «Томь». Томские тренеры полагали, что серб сыграет либо на правом фланге, либо на левом, причем так, как играют в этих зонах фланговые полузащитники. Но Красич с фланга постоянно перемещался в центр и атаковал, как принято говорить, со второй линии. Примерно то же самое делал и Дзагоев, но он в отличие от Красича покрывал огромное пространство в центральной зоне между опорными полузащитниками и единственным нападающим. Было заметно, насколько уютнее было на привычном месте буквально преобразившемуся после ухода с левого фланга Дзагоеву.
По ходу пьесы
Утверждение, будто ЦСКА вернулся к хорошо знакомой ему схеме игры в три защитника и весь матч в Томске действовал по этому варианту, — на мой взгляд, натяжка. Да, в ряде эпизодов встречи тройку защитников составляли братья Березуцкие и Игнашевич, на флангах полузащиты играли Одиа и Щенников (неплохой, кстати говоря, на данный момент вариант с заменой Жиркову), Алдонин и Мамаев выполняли функции опорных хавбеков, Красич маневрировал, Дзагоев занимал позицию «под нападающим», а Жезус старательно пытался запутать центральных защитников «Томи», иногда, к слову, не без успеха.
Но как только ЦСКА предстояло перестраиваться для обороны, Одиа становился правым защитником, а Красич — правым полузащитником. На противоположном же фланге функции крайнего защитника переходили к одному из братьев, а Щенников, в оборонительных действиях, конечно же, участвуя, жесткую позицию левого защитника не занимал. Схема 3+4+2+1 по ходу пьесы трансформировалась не в 5+4+1, а скорее в 4+4+1+1. Восемь-девять весьма мобильных игроков в обороне, от четырех до шести в атаке — армейский вариант в матче с «Томью». Вариант этот если чем и отличается от вариантов ЦСКА в предыдущих матчах чемпионата, то только нюансами. Такими, допустим, как функции Одиа, Щенникова и Красича.
Макетный вариант
У «Химок» была, наверное, единственная возможность не проиграть «Динамо»: для этого надо было подавить соперников, совсем недавно игравших в Шотландии и действительно от поездки уставших и восстановившихся не полностью, уровнем функциональной готовности. Сделать этого не удалось по двум как минимум причинам. Во-первых, даже на фоне прогнозировавшейся усталости «Динамо» (Кокорин из-за этого не доиграл до конца первого тайма) общекомандная физическая готовность «Химок» не выглядела оружием, способным уничтожить противника. Во-вторых, «Динамо» сильно выстроенной командной игрой, в которой для соперников, в классе динамовцам уступающих, свободных зон для организации острых атак практически не возникает.
На макете, можно предположить, «Химки» были сильнее «Динамо», но макетный вариант макетным и остается, когда, если сравнивать исполнителей, что называется, «один в один», выясняется: у динамовцев неоспоримый перевес. В сегодняшних «Химках» нет футболистов уровня Колодина, Фернандеса, Хохлова, братьев Комбаровых, Кержакова. Новичок «Динамо» Агияр превосходит по классу новичка «Химок» Ромащенко, при всем уважении к этому игроку, вернувшемуся в российскую премьер-лигу после длительного перерыва.