• Под крышей дома твоего

    Мнение

    06.11.10 14:46

    Автор: Спорт день за днём

    В потолке зарплат КХЛ можно найти люк на крышу. Лазейка оставлена с благовидными намерениями – чтобы в Россию приезжали звезды и клубы не страдали из-за их приглашения. Ведь звездам нужно платить значительно больше, чем средним по уровню исполнителям. Подобная мотивировка введения «налога на роскошь» выглядела бы вполне уместной два года назад, при возникновении новой лиги, но третий сезон показал ее несостоятельность. Зрителю в России не так уж нужны имена. Ему нужны зрелищные матчи и победы любимой команды – желательно вообще, но можно сделать акцент на домашних поединках. Все!

    Заходите к нам на звездопад

    Доминик Гашек летом дал неимоверное количество оптимистичных интервью, а осенью начал пропускать необязательные шайбы. И «Спартак» повалился. Не только из-за великого чеха, но, в частности, из-за него. К тому же роль Гашека в команде получилась гипертрофированной. Он настолько авторитетен, что уже перестал быть просто игроком. Доминатор точно тренер. Если бы он тащил мертвые шайбы, то это обстоятельство только добавляло бы куража команде, но вышло наоборот. Предупредительный звоночек прозвучал уже в третьем матче красно-белых, когда еще никаким кризисом не пахло.

    В Ханты-Мансийске на Гашека пришло чуть больше тысячи болельщиков. Чуть позже в Мытищах именно появление Гашека на льду в воскресном матче анонсировалось как главное событие и на клубном сайте, и на афишах «Атланта». Примечательно, что собственная команда выступала как бы фоном. И что в итоге? Аншлага не случилось. По одной простой причине: «Атлант» начал чемпионат невыразительно: в двух матчах ни одной заброшенной шайбы. Вот и не добрали несколько сот зрителей – пустые кресла были хорошо видны на торцевых трибунах.

    Апофеозом стал антирекорд КХЛ, установленный на матче «Спартак» – «Динамо» (Минск). 800 зрителей. В нашем отечестве никакой Гашек и даже Гретцки не заманят на стадион, если нет игры и нет результата. Более того, громкие имена, не оправдывающие инвестиций в их контракты, вызывают раздражение, а не интерес. Примеры? Пожалуйста – Евгений Набоков. Вратарь СКА стал символом пресыщенности и неспособности дать адекватный продукт за миллионы долларов. Причем символом он стал незаслуженно. Почему именно он? В Питере почти вся команда плохо мотивирована и потеряла почву под ногами. Отсюда и комичное обвинение журналистов в том, что они своим давлением мешают СКА показывать достойный хоккей.

    Были и обратные примеры. Прошедшее время здесь весьма уместно – именно были. Когда в 2008-м к нам приехал Яромир Ягр, то почти на всех гостевых матчах «Авангарда» случались аншлаги. Впрочем, Ягр стал не только лицом новой лиги. Ягр приехал в коллектив, которому он уже много дал в локаутный сезон. Кстати, и получил не меньше. Я имею в виду не деньги, а самореализацию. Перед локаутом Ягр отчаянно деградировал – в «Вашингтоне» и в «Рейнджерс»

    у него ничего не получалось. В России он обрел новую мотивацию и вышел на свой прежний уровень, поэтому Омск для него не только доходное место.

    Похожая история с капитаном рижского «Динамо» Сандисом Озолиньшем. Он на протяжении всей своей карьеры боролся с недугом – алкоголизмом. Возвращение в родные пенаты, ощущение собственной нужности, востребованности – все это важно для человека, у которого есть такая вредная привычка. То есть приглашение звезд – очень тонкий момент. И совершенно точно, что наша лига не должна брать пример с НХЛ, где селекция и даже кадровые решения зачастую зависимы от бизнес-составляющей.

    Не звезди и не судим будешь

    В Америке публика помешана на культе звезд. Главного тренера «Нью-Джерси Девилз» Джона Маклина смешали с унитазными субстанциями за то, что в матче с «Баффало» он оставил Илью Ковальчука вне заявки. Суть претензий общественности: 80 тысяч долларов, которые Ковальчук получает за каждую игру, выкинуты на ветер, а болельщики, купившие билеты в том числе и для того, чтобы посмотреть на самого дорогого игрока клуба, остались с цифрами 1:6 на табло. В НХЛ можно пережить пять домашних поражений подряд на старте сезона при условии, что главная звезда забивает. Так, кстати, было во «Флориде» времен Павла Буре. Тут никаких открытий – чистый маркетинг.

    Мне представляется, что на фоне не самой удобной жизни в России рекламная сила КХЛ не в именах, а в уровне комфорта, предоставляемого на новых аренах. Уже установлен рекорд посещаемости лиги на матче в Минске. Уже совокупная посещаемость превысила миллион человек. Причем для достижения этой цифры потребовалось не 184 матча, как в прошлом сезоне, а 175. Целесообразнее вкладывать деньги не в звезд, которые неинтересны энхаэловским менеджерам, а в инфраструктуру, в красивые промоакции.

    На некоторых, в том числе и недавно открытых, аренах плохо размещены световые установки. Кое-где света недостаточно. Из-за этого блики на льду и мрачновато на трибунах. Телевизионная картинка оказывается некачественной и уступает той, что мы получаем из-за океана. А ведь нарождающийся средний класс в России требователен и умеет сравнивать: ему подавай самое лучшее. К тому же Телеканал КХЛ сейчас доступен не только в Европе, но и в Северной Америке. Недавно общался с бывшим наставником «Локомотива» Петром Воробьевым – так он в Майами в курсе событий и смотрит все игры. Именно телетрансляции популяризируют хоккей и агитируют народ идти на трибуны.

    Звезда может травмироваться, может позволить себе халтуру, может вернуться за океан – в общем, ставка на имена выглядит все более сомнительной. А тут еще скромные ОХК «Динамо», «Югра» и «Сибирь» «выстрелили» в начале осени на зависть клубам-олигархам. Именно поэтому установление реального потолка зарплат, безо всяких «налогов на роскошь», позволит КХЛ выйти на новый уровень внимания СМИ и болельщиков.

    Через два года, насколько мне известно, потолок станет единым для всех. И вы представляете себе, какой отклик в душах наших соотечественников найдет идея равенства перед законом. Это станет лучшей пропагандой! Никаких VIP, команд с мигалками и нацпроектов. Естественно, многие усомнятся, насколько равенство возможно. А я думаю, что вполне.

    Многие коллеги удивлялись, почему новый контракт Александра Радулова не был торжественно подан хоккейной общественности этим летом. Никаких презентаций, пресс-конференций – заговор молчания. Моя версия проста. Руководству «Салавата Юлаева» не хотелось шумихи, потому что изначально цифры, указанные в документах, не соответствовали тому, что должен получать игрок на самом деле. Но лига додавила – законность восторжествовала!

    А звезды никуда не денутся. У них нет выбора: если в НХЛ им помахали ручкой, то разве что Швейцария способна показать видимость финансовой конкуренции КХЛ. И вот тогда при прочих равных именно уровень инфраструктуры, зрительский интерес могут повлиять на выбор игроками места продолжения карьеры. И не стоит забывать хоккейную мудрость: по контракту встречают – по голам провожают. Если не заладится игра, то никакой звездный статус не спасет от народного гнева. Не верите – спросите игроков СКА. Впрочем, им, наверное, и болельщики мешают так же, как и журналисты.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»