Петербургский гандбольный клуб «Университет-Нева» практически потерял все шансы выйти в плей-офф Лиги чемпионов, проиграв в гостях датскому «Силькеборгу». «Спорт» дозвонился до почетного президента команды Владимира Ованесова и узнал, есть ли хотя бы какая-то надежда и в чем причина последних неудач питерских гандболистов.
— В чем причины неудач команды в Лиге чемпионов?
— Вместо того чтобы играть в Петербурге, мы проводим матчи Лиги чемпионов в Чехове. Почему? Потому что у нас нет возможности платить за аренду арены в Питере. Мы даже в прошлые годы еле сводили концы с концами. А теперь ситуация стала еще хуже. У нас в это межсезонье ушли десять лучших игроков! Таков уж современный спорт высших достижений: если ты не можешь заплатить игроку столько, сколько он хочет, он уходит туда, где ему эти деньги заплатят. Нельзя говорить, что последние неудачи связаны с тем, что у нас что-то не получается. По-другому не может быть, ведь у нас играют молодые неопытные мальчишки. Это основная причина нашего неуспеха.
— Остались ли какие-то шансы на выход в плей-офф?
— Теоретические шансы у нас еще есть, но практически это нереально. При этом я не могу сказать, что кто-то у нас плохо работает. Главным тренером Дмитрием Торговановым я доволен. Лучше этого специалиста мы не сможем найти.
— Довольны ли в принципе тем, как выступает клуб в этом сезоне?
— Конечно! Ведь теоретически мы идем сейчас на втором месте в чемпионате России. Если мы выиграем следующие два матча, то выйдем на чистое второе место.
— Удастся ли повторить результат прошлого сезона?
— Все, что я могу ответить: мы приложим для этого все силы. Мы боремся за второе-третье место. Первое уже давно занято. Мы никогда не выиграем золото чемпионата России.
— Что должно произойти, чтобы Питер смог бороться за первое место?
— Знаете, что говорил по этому поводу Наполеон? Однажды его спросили, что нужно для победы в войне.
— И?..
— Он ответил: «Нужны три вещи — деньги, деньги и еще раз деньги». Если мы не можем даже провести матч Лиги чемпионов в Петербурге, о чем тут можно говорить?
— Сколько нужно денег, чтобы клуб не бедствовал?
— Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно поставить перед собой какую-то задачу.
— Хорошо, допустим, чтобы выиграть чемпионат России.
— Понимаете, задачу можно поставить любую. Другое дело — время, которое потребуется на ее решение.
— Так есть ли какая-то цифра, при которой можно ставить такую задачу?
— Ты представляешь, сколько у нас получают футболисты и хоккеисты? Хотя давайте их отбросим, чтобы не пугать людей. Возьмем баскетбол. В ведущих клубах они получает порядка миллиона рублей.
— А в гандболе?
— Не будем брать «Чеховских медведей», потому что там совсем другие зарплаты. Во всех остальных командах гандболисты получают около 60–70 тысяч рублей в месяц.
— А в «Чеховских медведях»?
— Сумму точную не могу сказать, но примерно раз в пять больше. У нас все было нормально, пока губернатором Санкт-Петербурга была Валентина Матвиенко. В те времена мы могли себе позволить удержать игрока. Благодаря этому мы стали трехкратными серебряными призерами чемпионата России и двукратными чемпионами среди дублей.
— Теперь бюджет команды стал меньше?
— Конечно! В разы!
— Его уменьшение произошло только в этом сезоне?
— Вот когда пришли наши новые руководители городских структур. Вы посмотрите, сколько денег потратили на эту «Позор-Арену»!
— Вы имеете в виду строящуюся арену для «Зенита»?
— Ну конечно! А мы не имеем даже собственной тренировочной базы. Мы занимаемся в Кировской детской спортивной школе! Они нас приютили, потому что ее директор мой ученик. Знаете, в каких условиях тренируются «Чеховские медведи»?
— Расскажите.
— Они играют на арене чуть меньше нашего «Юбилейного». Но там еще проводим матчи мы и женский гандбольный клуб «Звезда». На втором этаже там такой же соразмерный тренировочный зал. В трехстах метрах от арены есть трехэтажный жилой комплекс. В километре оттуда еще один такой же спортивный зал. К тому же у них есть целая специализированная школа со всей инфраструктурой. Нам о чем-то подобном можно только мечтать.