Почетный президент РФС Вячеслав Колосков, хоть и не подпускал в период своего правления к сборной тренеров-иностранцев, о Гусе Хиддинке всегда отзывался только положительно. После матча с Андоррой в беседе с корреспондентом газеты «Спорт» Вячеслав Иванович выдал Хиддинку очередную порцию дифирамбов и попытался представить, как будет выглядеть команда в среду против Хорватии. По мнению авторитетного футбольного чиновника, этот матч – главный и определяющий для российской сборной.
Вывод однозначный
– Матч с Андоррой – это не большое поле для выводов. И все же у вас наверняка помимо итогового счета еще какие-то воспоминания от этой игры остались. Не поделитесь?
– Ну, выводы можно делать после каждой игры. Даже когда играешь с Андоррой. Счет 4:0 – он, конечно, убедительный. Голы забивались на все вкусы, мастерски были исполнены. Действительно наши форварды продемонстрировали свои умения. Очень хорошее осталось впечатление – от согласованности действий команды, ее мобильности и современности. Очень четко выполнялись и атакующие функции, и оборонительные. Другое дело, что Андорра не создала никаких проблем у наших ворот, они ни разу даже в створ не попали. Тем не менее синхронность была очевидна. Атакующие действия поддерживали все звенья – и средняя линия, и защитная. И в оборону отходили синхронно, и участвовали в разрушении всей командой. Так, как это принято в современном футболе. Так что вывод можно сделать однозначный: команда у нас крепкая и умелая. Впрочем, Андорра действительно не тот соперник, на фоне которого можно говорить, что команда состоялась. А вот если выиграем у Хорватии шестого числа, то можно будет с уверенностью сказать, что команда не только состоялась, но и может претендовать на призовые места в чемпионате Европы. У меня полная убежденность: если мы попадем в финальный турнир, то там наша сборная не только не затеряется, но будет одним из фаворитов.
Три плюса Гуса
– Чем в итоге Хиддинк отличается от наших специалистов, кроме паспорта?
– Я бы здесь в заслугу Хиддинку три плюса поставил. Во-первых, он сумел создать командную игру. То, чего у нас раньше не просматривалось в тех же играх с Андоррой. Мы играли с Фарерами, с Сан-Марино, но это были эпизоды: то игра была – то ее не было, то индивидуальная – то еще какая-нибудь. И не было какой-то ярко выраженной командной структуры. А у Хиддинка все это присутствует. В каждом матче появляются новые игроки, но на структуру это никак не влияет. Все это хорошо, в этом, как мне кажется, залог будущих побед. Второе: Хиддинк не стесняется ставить в состав молодых, не очень известных футболистов. Наши тренеры – причем любые – предпочитали опытных, проверенных и закаленных, как им казалось. А Хиддинк рискует: поставил Торбинского, Будянского, до этого приглашал других молодых игроков… Он абсолютно этого не стесняется. Что говорит о зрелости тренера. Ведь выдающийся тренер от простого отличается тем, что он умеет рисковать, знает, когда рисковать. И риск всегда обоснованный. В данном случае Хиддинк в очередной раз подтвердил, что он действительно выдающийся тренер. Ну и, пожалуй, третье его качество: у сборной России уже формируется характер победителей. Хорошо бы, чтобы это дело не переросло в шапкозакидательство, хотя не думаю, что голландец это допустит. Чувствуется, даже по интервью футболистов, что это команда, которая никого не боится и нацелена на самый высокий результат. Вот три компонента, которые отличают Хиддинка от тренеров, работавших со сборной России раньше.
– Игроки в качестве едва ли не главной добродетели Хиддинка выделяют его либеральный настрой. На сборы не закрывает, селит в гостинице… Вы бы этот фактор на какое место поставили?
– Мне кажется, что и раньше в сборной все было более-менее демократично. Тот же Семин не закрывал на базе футболистов. Но Хиддинк действительно правильное решение принял, что команда за день до игры переезжает с базы в гостиницу. Это новшество оказывает положительное воздействие и с точки зрения психологии, и в плане удобства приезда на стадион. Теперь им не полтора часа ехать нужно, а полчаса. И опять же это риск определенный. Потому что наши тренеры всегда чего боялись? Родственников, друзей… Боялись, что кто-то там в бар зайдет или еще куда-нибудь. Наши тренеры как огня боятся, если вдруг начнутся разговоры не про футбол, а про что-то другое. Это же я помню еще со времен Бескова и Лобановского: только о футболе надо думать.
– Разве это правильно?
– Конечно нет. Вот Хиддинк принес как раз этот новый взгляд. Действительно, и друзья иногда в холле появляются, и звонки на мобильные телефоны идут… Он этого не запрещает. Полагаю, что это правильно.
Творческая связь
– Кержакова до отъезда в Испанию вообще перестали вызывать в сборную, а сейчас он показывает лучший свой футбол. Это о чем свидетельствует? Не о том ли, что наш чемпионат пока отделяет пропасть от ведущих европейских первенств? И стоит перебраться на Запад, как человек начнет прогрессировать на глазах…
– Ну, тут не все так прямолинейно. Здесь связь более тонкая и творческая, что ли… Конечно, чемпионат Испании – один из сильнейших, и российский ему во многом уступает. Но дело не только в силе чемпионата, а в атмосфере внутри конкретной команды. Насколько я знаю, это вообще было главной причиной перехода Кержакова. Видимо, он ощущал, что отношение к нему со стороны нового тренера «Зенита» было не таким доверительным, как хотелось бы. Более того, в «Севилье», помимо того что ему доверяют, еще и совсем другой уровень партнеров. Это позволяет Кержакову лучше раскрыться. Ну и сама атмосфера испанского чемпионата, атмосфера нахождения в команде – она другая. Атмосфера высочайшего профессионализма во всем. Вот эти компоненты и сказались. А то, что он футболист от бога, что он бомбардир от бога, – это знали все. В том числе и Хиддинк. Но вот опять же: Хиддинку нужно было доверить Саше такую роль – роль наконечника, забивалы… И Кержаков с этой ролью справился – что в Таллине, что в Питере. И надо отдать опять же Хиддинку должное за это.
– Допускаете мысль, что Кержаков не выйдет против хорватов в стартовом составе?
– Нет, я считаю, что Кержаков в любом случае будет играть. Если и будут какие-то изменения в составе, то только связанные с Билялетдиновым. Выздоровеет – будет играть. А все остальное останется так, как есть. Погребняк останется в запасе, потому что переиграть хорватов вверху тяжеловато, а внизу, с той скоростью, которая есть у наших футболистов, нам будет попроще.
– Как вам кажется, Сычев, который очень уверенно смотрится в сборной, но при этом никак не завоюет место в стартовом составе, – не может он обидеться, что ли, на Хиддинка? Ну, или, по крайней мере, отреагировать на эту ситуацию как-нибудь болезненно?
– Нет, ни в коем случае. Повторюсь, атмосфера в сборной сейчас дружеская и творческая. Все понимают те решения, которые принимает Хиддинк. Тем более забитый Сычевым после выхода на замену гол лишний раз подтверждает правоту главного тренера. Я полагаю, что на Хорватию мы выйдем в том же самом атакующем сочетании: Аршавин – Кержаков, а Сычев и Погребняк будут готовиться, чтобы в любой момент вступить в игру. Но не с первых минут.
«На ноль» не умеем
– Вратарская позиция вас беспокоит перед игрой с хорватами? Все-таки понять, что собой представляет сегодняшний Малафеев, по игре с Андоррой было невозможно.
– Акинфеева, конечно, никем сейчас не заменишь. Сколько бы ни говорили на эту тему, он у нас, безусловно, лучший вратарь. Но Малафеев опытный футболист. Я вспоминаю игру с Уэльсом, он блестяще отыграл тогда. У него и нервы выдержали, и мастерства хватило. Может, это и не совсем адекватная замена армейскому голкиперу, но достаточно надежная.
– Как вам кажется, мы будем атаковать в матче с хорватами или постараемся сыграть «на ноль»?
– «На ноль» мы играть не умеем. И Хиддинк не учит этому. Конечно, тактика будет агрессивно-осторожной, я бы ее так назвал. Вряд ли мы будем использовать прессинг на чужой половине поля. Но что касается нашей половины, средней линии – там наверняка будем прессинговать. Причем с расчетом на быстрый отрыв, потому что у нас два полузащитника великолепной скоростью обладают плюс Кержаков с Аршавиным очень быстрые.
– Это будет самый сложный матч в отборочной группе или определяющие турнирный исход игры у нас с англичанами должны состояться?
– Если обыграем хорватов, то в финальном турнире мы будем играть, в этом нет никаких сомнений лично у меня. Англия на сегодняшний день слабее хорватов, к тому же мы с англичанами еще дома встречаемся. Конечно, в среду будет решающий матч. И значит, самый сложный.