Сейчас модно извиняться перед Станиславом Черчесовым. Я не буду. У меня и усов надежды не было. Что росло под носом, то росло само. Без всякой связи с футболом. Да и Черчесова я особо не шпынял.
Чемпионат мира — это история не столько про сборную России, сколько про всех нас. Как бы гости здесь ни зажигали, они уедут, а мы останемся. Что дальше? Придем на стадион, а внутри с пивом нельзя. И вообще с любой жидкостью. Хоть в стакане, хоть в бутылке. Вдруг чего? Это самое «вдруг чего» постоянно висит над нами. Хотя прогресс, конечно, есть. Омоновцы уже не носятся с дубинками по стадиону. Они словно переселились в нас самих. Минимум озорства и веселья на трибунах. Куда нам до мексиканцев с их эпическими плясками? По ходу матча с Египтом с трибун «Санкт-Петербурга» раздавалось только две кричалки. Первая: «Россия!» Чтобы обозначить: ребята, мы здесь с вами. Вторая: «Молодцы!» Это уже шло от души, но весьма лаконично.
Идем дальше. На Первом канале после ЧМ футбол, скорее всего, быстро свернут. Премьер-лига даже на новых стадионах — это неинтересно для главной «кнопки» страны. Иначе бы уже давно раструбили о новом телевизионном контракте с РФПЛ. На «Матч ТВ», кстати, тоже молчат. То ли порадовать нечем, то ли сумма нового контракта такая смехотворная, что и объявить стыдно.
Футбол за деньги у нас приживается тяжело. Попытались в 2007-м ввести плату, сразу прозвучала команда: «Что-то вы намутили…» И действительно, кто делает такие вещи за год до главных выборов в стране. Дальше получили ЧМ-2018. Чем ближе к мундиалю, тем больше футбола впихивали на общедоступный «Матч ТВ». Посещаемость от этого не сильно росла, доходы клубов тоже. Но кто будет что-то менять перед домашним чемпионатом мира?
15 июля волк Забивака, вероятно, улетит в московское небо, как олимпийский Мишка в 1980-м, а что у нас останется, кроме тех самых стадионов?!
8 млн долларов отбили как участники ЧМ (без хозяев такие турниры не проводятся). Еще 4 млн полагается за выход из группы. За это спасибо Черчесову и его команде! Заработал деньги для РФС. Ну и для себя, конечно.
Как раньше было? Роман Абрамович платил Гусу Хиддинку, Газпром вроде как отстегивал Дику Адвокату. Сначала в «Зените», потом и в сборной. Теперь меценатов под футбол найти тяжеловато. Однако сборная все равно должна быть, а у нее тренер. По новой версии — не наемник. Но и, конечно, не альтруист.
Черчесов вроде ни к тем, ни к другим не относится. Да еще и с приличным приданым. Такими специалистами не разбрасываются, а любят его болельщики или нет — это уже лирика. Не самый сейчас модный у нас жанр.
Футбол в России так и останется вещью в себе без реальной звезды. Той, что знают даже бабушки во дворе. Как, например, Мохамед Салах в Египте или Лука Модрич в Хорватии.
В России стать звездой нереально. Значит, надо уезжать. Ближе всех к этому полузащитник Александр Головин, и то если Евгений Гинер и боссы «Ювентуса» сторгуются. Хотелось бы, чтобы это случилось. Легионер в топ-клубе закрепит проснувшийся в России интерес к футболу. Вспомните, как все следили за Андреем Аршавиным в «Арсенале» или Юрием Жирковым в «Челси».
Остальным «сборникам» заграница едва ли светит. Федор Смолов хорош в рекламе, но проваливает второй крупный турнир: Евро-2016 и ЧМ-2018. Алексея Миранчука можно просмотреть только на скамейке запасных. Артему Дзюбе уже 29 лет. Да и за голы Саудовской Аравии и Египту в топ-клуб не позовут. Здесь нужны подвиги посерьезнее. Например, дубль испанцам или португальцам в 1/8 финала. Сделать это сложно, но не так уж малореально.
Остаться и после чемпионата мира такой же открытой, доброжелательной и ФУТБОЛЬНОЙ страной будет гораздо тяжелее.