На чемпионате мира по легкой атлетике Россия завоевала два золота и два серебра в спортивной ходьбе. Как известно, все наши ходоки из Мордовии. Это не может не заинтересовать. Почему они все из Мордовии?
— Потому что там школа, — говорят специалисты.
Они уверены, что это ответ. Но тут же возникает резонный вопрос:
— А почему школа именно там?
И вообще — почему где-то хорошо бегают, где-то — ходят, а где-то — играют в футбол?
Самое глупое объяснение — это географическое. Бразильцы, мол, хорошо играют в футбол, потому что у них много пляжей. И они, как появятся на свет, так бегут на пляж гонять мяч по песку.
Видимо, именно поэтому сборная Бразилии по пляжному футболу проигрывает сборной России. Хотя у нас вроде с пляжами не густо. У нас вообще там, где пляжи, проводят зимние Олимпиады, а не в футбол играют.
Если бы климат на что-то влиял, у нас чемпионом по обычному футболу была бы «Кубань», а не «Зенит» или ЦСКА.
Или возьмем бег. В принципе, быстро бегать должны северные люди. Потому что на севере холодно. На севере на одном месте не постоишь — обязательно отморозишь какой-нибудь жизненно важный орган.
А на Ямайке тепло. К тому же там куча развлечений, которые способствуют, скорее, самосозерцанию, чем беготне. На Ямайке хочется лежать в гамаке, слушать Боба Марли, покури... ладно, не будем об этом.
Но ямайцы носятся, как угорелые. Правда, от одного специалиста я слышал объяснение феноменальных успехов ямайских спринтеров.
— Американцы, — говорил специалист, — изобретают всякие фармацевтические препараты, но на своих бегунах испытывать их не рискуют. Испытывают на ямайцах.
Но я не верю специалисту. Хотя бы потому, что американцы тоже нередко попадаются на запрещенных препаратах. И вообще мне хочется верить, что Усейн Болт — честный парень.
Короче говоря, весь этот климат и вся эта география — полная чушь. Как дипломированный обществовед заявляю, что базис всего на свете — это экономика.
Понятно, почему бегуны из Эфиопии и Кении хорошо бегают на средние дистанции. Бегать на короткие они не умеют, потому что в этих странах на близком расстоянии от человека пищи нет. А метрах в восьмистах или в полутора километрах она может и быть. И чтобы поспеть к ней первому, нужно грамотно распределить силы. Тут, естественно, никакого расизма, чисто политэкономический анализ.
А теперь обратимся к спортивной ходьбе. Понятно, что, предположим, в Москве никакой школы спортивной ходьбы быть не может. Потому что в Москве ходят только «обсосы». Все остальные ездят на автомобилях. Точнее — стоят в пробках, но это неважно. Человек, который ходит пешком в ближайший супермаркет, рискует быть исторгнутым из цивилизованного общества.
Другое дело — Мордовия. Судя по тому, что эта республика по уровню жизни даже из регионов Поволжья занимает только 9-е место, там не все ездят на машинах. Кое-кто вынужденно предпочитает общественный транспорт.
Я порылся в интернете.
Январь 2013 года. Встреча журналистов с директором транспортного управления города Саранска «проходила на не самом радостном фоне транспортного коллапса».
В апреле нынешнего года замглавы Саранска говорит: «На сегодняшний день улично-дорожная сеть в Саранске не обеспечивает должной связи между отдельными районами города». Понимаете? У них из района в район по улично-дорожной сети не проехать. Саранск, кстати, — это столица Мордовии, если кто не знает.
Но даже если пресловутая улично-дорожная сеть позволяет передвигаться, это все равно не решает проблемы пассажиров. Поскольку помимо дорог в Мордовии, видимо, остро стоит и проблема дураков, вторая извечная российская проблема.
В феврале все того же — нынешнего — года все то же транспортное управление сделало сенсационное открытие: «Каждый маршрут должен иметь свой номер». Они, понимаете ли, только полгода назад об этом догадались. А до этого «долгое время складывалась совершенно иная ситуация, когда одним номером, по сути, обозначались сразу три автобусных маршрута».
Неудивительно, что с 2010 года пассажиропоток в Саранске снизился на 2 млн. Зачем ездить, если все равно не знаешь, куда тебя привезут.
И что остается делать жителям Саранска? Только ходить. Не могут же они бегать из района в район по улично-дорожной сети, которая к тому же мало что мало с чем связывает. Бегать — это никаких сил не хватит. А если быстро ходить, может, чего и успеешь.
Местные чиновники уверяют, что к 2018 году, когда Саранск будет принимать чемпионат мира по футболу, ситуация с транспортом выправится. Честно говоря, меня это пугает. Не захирела бы от этого прекрасная мордовская школа спортивной ходьбы. Мы уже к ней как-то привыкли. Да и жители Саранска, наверное, к своему транспорту — тоже. Пусть лучше остается, как есть.