Оговорюсь сразу (это важно): Евгения Гинера числю менеджером № 1 в российском футболе. Ход с заранее анонсированной, но отсроченной отставкой Валерия Газзаева удивил, точнее — шокировал. Хороший, опытный футбольный менеджер так не поступит.
Дезинформация
По сути, это взять и объявить игрокам: «Ребята, вы остались без тренера. Нынешний-то дорабатывает (читай — место себе будет подыскивать). Кто на новенького — пока не знаю. Так что и ваше будущее (а оно от новенького как раз и зависит) в сплошном тумане». Ребятам, разумеется, уже не до футбола, не до подготовки к матчам, они заняты гаданием и сбором слухов (так кто же, черт возьми, на новенького?!) и изучением вариантов возможного трансфера (нет ничего хуже неизвестности).
Такие команды разваливаются мгновенно и сразу. Мгновенно и сразу после выступления Гинера подумалось: что-то здесь не то, не мог дока Евгений Ленорович (менеджер № 1) этого не просчитать. Где пожар, к чему такая спешка? Или уж менять тренера сразу, или молчать до тех пор, пока не будет ему замены. Напрашивался вариант: прессе, чтоб донесла до сведения общественности, объявили одно, а игрокам и тренерам (включая самого Газзаева) — совсем другое. Валерия Георгиевича хитроумно раскрепостили, выведя из-под давления общественности (какой спрос с без пяти минут уволенного наставника), игроков — тоже (сезон провален, итоги подведены заявлением об отставке), а на деле: бейтесь, парни, за себя и за своего «полководца», ну а не получится — не обессудьте.
И ЦСКА преобразился! Заиграла команда, да как! После чего менеджер № 1 уволил Георгича-Победоносца?! Чушь! Валерий Газзаев ушел сам, что, скорее всего, стало такой же неожиданностью для Гинера, как и для многих. Вспомним, что Газзаев из клубов, которые тренировал, всегда уходил сам. Исключение: его первая отставка в ЦСКА. Но тогда, как выяснилось, это было срежессированное действо, согласованное решение обоих его участников, то есть опять же сам, по доброй воле и под конкретные обещания.
Полгода на поиски
Гордость и здравый смысл подсказывали ему не дожидаться увольнения. А объявление Гинером отсроченной отставки все же было тревожным звонком. Газзаев и без столь громких сигналов уходит. Евгений Ленорович отвел Валерию Георгиевичу интересную роль. Роль служащего, не справлявшегося с заданием шефа, но после публичной выволочки исправившегося. В этой мизансцене президент себе отвел роль мудрого руководителя, адекватно и справедливо реагирующего на деятельность подчиненного, умеющего и требовать, и прощать, и даже награждать. Нормальная драматургия, только не по Газзаеву эта роль, не вживется он никогда в этот образ, потому-то и вышел из нее эффектно!
Возникает вопрос: а что же гордец не ушел сразу же после объявления об отставке? И это не по-газзаевски. Тогда он мог уйти только проигравшим, в позе обиженного, а обижаться-то было не на что, команда валилась. Теперь он уходит победителем. Тогда уходить можно было только хлопая дверью, разругавшись с Гинером. Но Газзаев уходит, не сжигая мостов, он уходит интеллигентно, по-английски, а потому всегда возвращается.
Так было во Владикавказе, где он дважды принимал команду, так было в «Динамо» и ЦСКА. Полагаю, что его третий приход к Евгению Гинеру, как говорил Зощенко, «мало высоко вероятен». На сей раз он не будет тихо дожидаться, пока облажается очередной Жорже.
Если Гинер — менеджер нашего футбола № 1, то Газзаев, бесспорно, один из лучших, если не лучший, тренер России. Его дальнейшая карьера вызывает огромный интерес. Газзаев всегда уходит красиво, и никогда не уходит… в никуда. Подавая заявление с просьбой об отставке в одном клубе, он, как правило, знает, где будет работать. Гинер дал ему полгода на поиски, возможно, сам того не желая. Газзаев использовал их на все сто, в очередной раз доказав свой высочайший профессионализм.
И мы, не сомневаюсь, вскоре о нем еще услышим. Звучит Валерий Георгиевич всегда громко и победно.