(Фото: РИА «Новости»)
Выиграв дважды подряд золотые медали, ЦСКА под самый корень подпилил обоснованность любимого многими тренерами тезиса применительно к топ-клубам о «двух равноценных составах», без наличия которых к достижению максимальных целей путь заказан. Но прежде чем подопечные Леонида Слуцкого реализовали эффективность иного подхода на практике, о нем сказал Евгений Гинер. Зимой президент ЦСКА публично усомнился в необходимости дополнять состав новыми игроками, при том что привычные для команды задачи побеждать в чемпионате и Кубке оставались актуальными. Многие слова Гинера восприняли как авантюру. И не только потому, что ЦСКА лишился Хонды, продолжал учиться играть без Вагнера, только восстанавливался после травмы Думбия, а Эльму периодически не позволяли играть проблемы со здоровьем. Плюс к этому состоятельные конкуренты значительно оторвались в таблице и жадно поглядывали на трансферный рынок. И все же армейский босс гнул жесткую логическую линию: команде предстоит сыграть еще максимум 15 матчей, шансы не просто на медали, а даже на золото остаются, так зачем же нам новички?!
Игра без жалоб
Сегодня мы уже знаем результат: при ограниченном выборе Слуцкий одержал десять побед подряд, бесцеремонно отодвинув на финишной прямой всех. И фешенебельный «Зенит», и покатившийся своими двумя составами под откос «Спартак», и укомплектованное под завязку «сборниками» «Динамо», которое весной стартовало с одинаковых с ЦСКА позиций, эффектно обыграло его в первом после зимней паузы матче, но даже о бронзе помечтало совсем недолго. Конечно, за восторгами от победы ограниченным составом не спрятать и провал, с которым ассоциируется для ЦСКА осенняя часть сезона. Ослабленная травмами команда набрала лишь три очка в групповом турнире Лиги чемпионов, не добравшись даже до плей-офф Лиги Европы. Тогда же армейцев подкараулил затяжной отрезок в чемпионате, во время которого многие эксперты безапелляционно постановили: одним претендентом на золотые медали стало меньше. Буду объективен: когда Игнашевича и Ко бил один за другим прямой конкурент, а потом еще и «Краснодар», подобные заключения экспертов казались вполне логичными. Поэтому объективны будут и сомнения в методе кадрового минимума. Ведь и провал в Лиге чемпионов, и длительную серию безликих поражений от скудной обоймы ЦСКА не оторвать. Так или иначе, экономный метод ЦСКА обозначил другой актуальный вопрос, причем для многих команд.
Оборотную сторону скудного выбора футболистов наглядно показал именно чемпион России. В составе ЦСКА почти не было заведомых «пассажиров». Другими словами, игроков, чей выход на поле был бы возможен лишь в редком совпадении мозаики различных факторов. Конечно, оценка роли футболиста в команде всегда была и будет определяться тренером, но к чему приводит появление недовольных своим игровым временем, мы знаем на примере «Зенита», и в частности Владимира Быстрова. Да и из пестрящего звездами «Динамо» нет-нет да и просачивались слухи об обделенных тренерским доверием. В ЦСКА же стали поступать по-другому. Решил Слуцкий, что на конкретном этапе туманны перспективы у Павла Мамаева — того отпустили на кубанские берега, где он снова стал кандидатом в сборную России. Провел в начале сезона на поле минимум времени Гонсалес — тут же отправился в аренду. 44 минуты за весь сезон у Элвера Рахимича — исключение по всем статьям, особенно учитывая статус 38-летнего легионера в команде. Редким исключением стал и Васин, не вышедший на поле ни разу.
Наверняка многих удивит, что статусный запасной Алексей Березуцкий сыграл почти в... половине матчей турнира. А 20-летний на момент начала чемпионата Базелюк вносил вклад в золотые медали аж в 17 матчах, успев помочь команде победным голом «Ростову», без которого, может, и не было бы никакого чемпионства. Показательны цифры Миланова и Цубера. Покупали их перед сезоном как игроков перспективных, но явно не сразу на роль первой скрипки, но оба приняли участие почти во всех встречах.
Зенитовские «пассажиры» и дальновидный Кучук
Для сравнения сразу переходим к «Зениту», долго буксовавшему, воспрявшему после ухода Спаллетти, но споткнувшемуся в решающий момент. 15 матчей Быстрова не должны вводить в заблуждение. Если поделить их на количество минут, у недавнего кандидата в сборную России не наберется на круг и получаса. А что он сделал после того, как Спаллетти на него, по выражению игрока, «забил», Владимир уже публично рассказал. Особым «пассажиром» был Александр Бухаров. Его 4 матча за 19 туров пришлись на старт чемпионата. Когда же трансферное окно захлопнулось, у Спаллетти к форварду, по признанию самого Бухарова, пропал даже малейший интерес. Наверное, любой может представить, как «окрыляет» сотрудника такое отношение начальника, какой бы сферы это ни касалось. Прелюбопытная статистика у Александра Луковича, сыгравшего за весь чемпионат аж целых 11 минут! Какой была роль в команде разменявшего четвертый десяток серба с явно недублерской зарплатой, интересно бы выяснить не у Виллаш-Боаша и даже не у Спаллетти, а у руководства клуба. На контрасте с армейцем Базелюком бросается в глаза статус зенитовской молодежи. Зуев, Долгов, Зинков, Могилевец, Ящук и игравший, именно игравший, за «Динамо» до переезда в Питер Соловьев на всех вместе провели ровно ноль матчей... Можно вспомнить и Анатолия Тимощука, которому Виллаш-Боаш быстро нашел применение, а Спаллетти замечал его только по праздникам. Андрей Аршавин в обличье «Аленушки» во время матча с «Динамо», пожалуй, апофеоз его отношения к своей роли в команде. Что автоматически возвращает нас в прошлое лето и ставит вопрос о рисках, просчитанных или недопросчитанных, когда в родную команду возвращается утратившая былой лоск звезда. Может быть, нарушение командной химии и стало главным препятствием, не позволившим «Зениту» ровно пройти весь сезон и, как ЦСКА, выдать финиш без осечек?
Откат «Локомотива» с вершины таблицы модно объяснять кадровыми потерями, свалившимися на команду в конце сезона. Но если абстрагироваться от неудачного для «Локо» финиша и рассматривать восхождение на третье место как долгожданный успех, то статистика игроков показательна. Леонид Кучук использовал в чемпионате 25 игроков. Восемь матчей 18-летнего Алексея Миранчука — минимум, который получил игрок основной обоймы. Как бы Роман Павлюченко на недостаток доверия ни обижался, его выход на поле в 24 матчах и 6 голов — вполне пристойный вклад в результат команды. Были у Леонида Кучука и те, кому он вовсе не доверял. Но Максим Беляев с нулем игр и Альберто Сапатер с одной — явное исключение. А вот почти не игравший Бурлак и не имеющий на то перспектив Крешич были мудро проданы во избежание «взрывоопасной ситуации». Объясняя потерю хода на финише чемпионата, Александр Самедов сетовал на свалившиеся травмы и отмечал, что тяжко вытягивать решающие игры за обоймой из 12–13 человек. Но, может, «Локо» и вытянул борьбу за медали и не покатился, как некоторые, кубарем вниз именно потому, что в отряде Кучука каждый в любой момент способен подставить плечо выбывшему партнеру, а не оказывался в роли залежавшегося на складе и ни на что не годного товара. А что до напасти в виде травм, которые на одном отрезке сезона сразили сразу трех игроков середины поля (Тарасов, Буссуфа, Диарра), так на то это и напасть, чтобы бояться ее повторения.
Кто купил в «Динамо» пять телевизоров?
«Спартак» тоже проявил дальновидность и оперативно подыскал другие команды тем, кому грозила участь залежалого товара. Обиженным по итогам сезона себя вправе считать, пожалуй, только Кирилл Комбаров со своими шестью неполными матчами. Но уж очень своеобразный выбрал Валерий Карпин метод, которым собирался достичь золотой вершины. Всего в чемпионате за красно-белых сыграл 31 футболист, среди которых четыре вратаря — от 18-летнего Антона Митрюшкина до Андрея Диканя, который вдвое его старше. Наверняка среди тренеров найдутся поклонники столь широкой ротации. Сомнения в другом. Вряд ли подобный метод можно часто встретить в арсенале специалистов, приводящих свои команды к медалям.
Искусственная конкуренция и «Динамо» стали синонимами на весь сезон. И не этой ли искусственности отголоски — обиженные слова Андрея Воронина, которому так и не дали возможности завершить динамовский этап карьеры на поле, не выпустив в последней, не имеющей турнирного значения игре? Впрочем, гораздо информативнее о широком выборе футболистов высказался Станислав Черчесов: «Если у вас в доме пять телевизоров, но ни одного холодильника, то возникает вопрос: а зачем вам столько телевизоров?» И кто-то же и с какой-то целью команду комплектовал именно так... ЦСКА с кадровым ресурсом намного скромнее оказался способен на бесподобый спурт, а бело-голубые так и не избавились от привычки после двух удачных шагов спотыкаться на третьем.
У одного из героев сезона «Краснодара» просматривается системный подход. После замены Славолюба Муслина на Олега Кононова игровое время нескольких футболистов изменилось. В разную сторону. На выходе — если не считать Дринчича, Смольникова, Нахушева, покинувших команду в начале сезона, ушедшего зимой Пиццелли и 18-летнего Комличенко — прорыв в Европу «быкам» обеспечил боекомплект из 24 человек, из которых лишь Анджелкович, Померко, Лаборде и Тубич выделяются из общей массы, сыграв от 5 до 9 матчей. Шесть матчей Сигурдссона и Широкова, выступавших за команду с весны, не в счет. Остается обойма из 18, которая и вынесла сезонную нагрузку.
Рецепт для неудачников
Поклонникам «Амкара» конец чемпионата оставил тяжелые вздохи. Но если учесть, что в прошлом сезоне пермяки в последний момент избежали стыковых матчей, а в этом больше двух третей чемпионата претендовали на место в пятерке, то вектор движения вперед очевиден. В попутчики Станислав Черчесов взял ту самую оптимизацию состава. Его тренерский штаб использовал 34 футболиста, даже больше, чем «Спартак». Но уровень мастерства большинства амкаровцев ниже, чем у их коллег из команд первой пятерки, поэтому такая ротация вполне оправданна. Но даже в этом случае число 34 — просто число. Полдюжины молодых игроков, сыгравших от одного до пяти матчей, пока ограничились условной ролью. Опытные Ребко и Рябокобыленко, почти не поднимавшиеся со скамейки, тоже исключение, как и в случае с Беляевым из «Локомотива». Красноречива статистика игровых минут. Все матчи, в которых участвовали, от стартового до финального свистка провели лишь трое. Среди которых защитник Белоруков и вышедший всего раз в чемпионате Ребко. А удерживаться на плаву «Амкару» позволяли 25 человек, равномерно распределивших между собой нагрузку чемпионата.
Переродившийся из главного принца в двоечники «Анжи» предсказуемо стал чемпионом в одной из номинаций. По боксерской терминологии махачкалинцы одержали победу за явным преимуществом. С июля по май футболку «Анжи» надевали 46 футболистов, что логично, учитывая коренные изменения в жизни дагестанского клуба. Как, впрочем, логично и сочетание этой цифры с итоговым результатом команды.
Кадровый выбор главного героя чемпионата, обошедшего богатых и щедрых на селекционном поле, напоминает о простом кредо. Как говорит сатирик Михаил Задорнов: «Счастлив не тот, у кого много, а кому хватает».