Есть известное философское изречение: «Когда я умер, вокруг не было никого, кто бы это опроверг». «Спорт День за Днем» первым сообщил о том, что Олимпиада-2024 для Петербурга умерла. И никто это не опроверг. Ни Олимпийский комитет России, ни спортивные чиновники Северной столицы, ни губернатор Георгий Полтавченко. Город не будет принимать летние Игры — и точка. Или все-таки задумчивое многоточие?
С самого начала Петербург играл с Олимпиадой в молчанку. Какое-то время пытался заигрывать, но получалось неумело, как у подростка. До свидания дело так и не дошло. В московских кабинетах ОКР решили, что Игры-2024 России не нужны. У нас и так перебор крупных соревнований!
Однако официальных заявлений по поводу Олимпиады питерские власти не сделали, освободив почву для многочисленных слухов и домыслов. Настало время внести ясность и четко ответить на несколько вопросов: почему Питер не примет Олимпиаду-2024, для чего скрывается эта информация, есть ли шансы на проведение следующих Игр-2028?
Идеальный, но безмолвный кандидат
Разговоры ходили давно, но всерьез губернатор Полтавченко обмолвился о возможности принять мировой спортивный форум в феврале прошлого года, на гребне волны популярности сочинских Игр. Тогда глава Петербурга отметил, что инфраструктура уже готова на 70 процентов.
Следующий шаг был сделан в мае 2014 года: Полтавченко еще раз напомнил о том, что Петербург не прочь подать заявку на проведение Игр, но окончательное решение остается за ОКР.
С тех пор с частотой примерно раз в месяц в прессу просачивалась информация по этой теме, жители города уже вовсю стали обсуждать, хотят ли они стать хозяевами Олимпиады, а официальных заявлений так и не последовало.
Нынешней весной выяснилось, что ОКР принял окончательное решение, которого от него так долго ждали. Играм в Питере сказали «нет». Мы узнали об этом… в Туркменистане, попав на неформальную тусовку, где обсуждался вопрос о месте проведения будущих Олимпиад. Там же присутствовал глава Международного союза спортивных журналистов Джанни Мерло.
Он поделился своей точкой зрения на происходящее:
— Считаю, что Петербург — идеальный кандидат для проведения Олимпийских игр. Это красивейший город с уже готовой инфраструктурой. Прекрасный вариант и для спортсменов, и для туристов. Беспокоят ли меня проблемы, связанные с затяжным строительством стадиона «Зенита»? Думаю, эти трудности будут целиком устранены к чемпионату мира по футболу, иного варианта не вижу, — подытожил Мерло.
Не он один оказался уверенным в готовности Питера достойно принять Олимпиаду. Получается странное противоречие: иностранцы в нас верят, а мы сами — нет. Есть ли логичное обоснование, почему в городе на Неве боятся открыто говорить о заявке на проведение Игр?
Сколько стоят игры в Северной столице?
Может, «все дело в цене на билет»? Получить «проходку» на Олимпийские игры даже сложнее и в тысячи раз дороже, чем на финальные матчи СКА в Кубке Гагарина.
На Игры в Сочи потратили больше триллиона рублей, но там почти все пришлось возводить с нуля. Схожую сумму выложил Пекин. Петербургу стоит ориентироваться на те города, которые на него похожи. Лондон — идеальный пример. Популярный туристический центр, богатые спортивные традиции, множество именитых клубов и атлетов. Олимпиада-2012 обошлась Великобритании примерно в 500 миллиардов рублей.
Обратившись за советом к нескольким экономистам, мы получили такую же сумму по Петербургу. В нее входит и скандально известный футбольный стадион на Крестовском острове, стоимость которого в разное время оценивалась довольно высоко: от 30 до 80 миллиардов.
Полтавченко упоминал, что Петербургу не придется вкладывать большие деньги ради Олимпиады, ведь некоторые объекты почти готовы. В частности, он говорил о стадионе «Зенита» и велотреке «Локосфинкс», расположенном неподалеку.
Глава «Локосфинкс», известный тренер Александр Кузнецов считает, что велотрек не совсем пригоден для проведения столь масштабных состязаний.
— Конечно, я бы не возражал против проведения Олимпиады у нас, — рассказал Кузнецов. — Проблема лишь в том, что на сегодняшний день наш велотрек нельзя считать полностью готовым к Играм. Да, здесь проходил чемпионат Европы, но Олимпиада требует другой вместимости для зрителей. Сейчас наше сооружение способно принять тысячу болельщиков, при желании мы можем расширить количество мест до трех тысяч. Это потолок. К тому же, нельзя забывать, что помимо велотрека в программе есть и другие виды: шоссе, маунтинбайк, BMX. Это стадионы несколько иного содержания. Когда-то, еще при Валентине Матвиенко, в городе хотели построить хорошую велотрассу. Не построили, — вспомнил специалист.
Для сравнения: лондонский велодром вмещал шесть тысяч зрителей, арена для BMX — тоже шесть тысяч.
Аэропорт, дороги, гостиницы — все это в городе на Неве есть. К спортивным объектам большой вопрос. Большинство из них устарели — СКК «Петербургский», «Юбилейный» (его хотят модернизировать к чемпионату мира-2016 по хоккею), «Петровский». Современные сооружения вроде «СИБУР Арены» не могут похвастать гибкостью конструкции, что отлично доказал возрожденный теннисный турнир St. Petersburg Open. Для его проведения к «СИБУР Арене» пристроят еще одно здание.
Новые стадионы — новые траты. Хорошо, если они окупятся. Депутат Госдумы, олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Светлана Журова уверена: в перспективе даже не проведение Игр, а просто заявка принесет городу пользу, в том числе финансовую:
— Понимаете, можно ведь не выигрывать право на проведение Игр, зато мы получаем возможность рассказать о себе, показать наш прекрасный город. Посмотрите на пример австрийского Зальцбурга: этот город в течение 12 лет заявлял о готовности принять Олимпиаду. Благодаря этому они улучшили собственный имидж и превратились в успешный туристический центр!
Конкуренция: Казань сильнее
Имидж — вещь важная, но инициатива порой наказуема. Питер взялся за строительство стадиона и опозорился на весь мир. Самая дорогая арена в истории! Если браться за возведение ряда олимпийских стадионов, можно попасть впросак, как это сделала Бразилия, где срываются сроки сдачи объектов.
Еще одна важная составляющая — конкуренция внутри страны. Положим, на Олимпиаду-2024 ни один из российских городов заявку подавать не станет. Однако с проведением Игр-2028 вопрос остается открытым. И далеко не факт, что главным кандидатом будет именно Петербург.
Северная столица уже давно перестала быть столицей спортивной. За это звание спорят Москва и Казань. Татарстан успешно принял летнюю Универсиаду, в этом году там пройдет чемпионат мира по водным видам спорта. В Казани есть хорошие стадионы и успешные клубы по многим видам спорта: футбольный «Рубин», хоккейный «Ак Барс», волейбольный «Зенит», баскетбольный УНИКС. Список можно продолжать… Чувствуете масштаб? В Петербурге такого нет.
Казань хочет провести Олимпиаду. И она готова лучше других городов России.
Есть еще один призрачный конкурент — Калининград, желавший подать совместную заявку с немецким Гамбургом. В министерстве спорта и ОКР такую идею даже не рассматривают, поэтому относиться к ней серьезно не стоит.
А вот рассмотреть совместную заявку Питера и Хельсинки, возможно, даже тройную заявку Питер-Хельсинки-Таллин — интересная идея, с чем согласна Светлана Журова:
— Хорошая мысль — подать совместную заявку с Хельсинки. Наверное, логичнее это сделать на 2028 год. Можно использовать и наши арены, и финские. Есть еще Таллин — тоже дружный для нас город, который мог бы включиться в эту затею.
Труп на Играх доброй воли и пафосная заявка-2004
Возможно, подросток по имени Петербург просто не созрел для проведения Олимпиады. Ведь он уже заигрывал с ней на заре постсоветской эпохи. До свидания дело так и не дошло.
В 1994 году Питер провел Игры доброй воли. Сколько вокруг них смешных историй, связанных с форменным бардаком! Вспоминается один очень яркий и показательный случай, рассказанный бывшим директором «Петровского» Богданом Огановым в интервью нашему изданию:
— Последний строитель ушел с «Петровского» за полтора часа до открытия Игр доброй воли. И тут же я получил удар под дых. За пятнадцать минут до запуска зрителей с осветительной мачты бросился человек и покончил жизнь самоубийством. Лежит труп. Что делать? Тогда мне пришла в голову нехристианская мысль. Мы же получили массу оборудования, и осталось много упаковочной тары. Я решил, пусть меня лучше поругают, что не убрано, и закидал труп коробками. Улучив момент, когда в чаше стадиона происходили интересные события, подъехала машина и увезла его. Никто не заметил.
Настоящая трагикомедия, не правда ли? И смех, и грех. Через три года, в 1997 году, в городе развернули кампанию для заявки на проведение Олимпиады-2004. Проводилось много пафосных мероприятий, но в итоге Питер не попал даже в финальный конкурс, в котором участвовало пять городов.
Тогда у МОК были строгие правила: если населенный пункт не готов — нечего соваться. Хотите доказательств? Афинам не дали провести Игры-1996, в честь столетия Олимпиад. Соревнования увезли в Атланту.
Сколько лет прошло со времен Игр доброй воли? На дворе уже 2015 год, а проблемы те же: нет ясности, бардак, серьезные решения носят сугубо волевой характер.
Недавно «Зенит» попросил метрополитен продлить работу в день матча Лиги Европы против «Севильи». И получил категоричный отказ. Слишком дорого! Потом решение поменяли, вмешался губернатор Георгий Полтавченко.
Хорошая история, не правда ли? Точь-в-точь, как с Олимпиадой, только масштаб гораздо меньше.
Игры 2024 или 2028 в Петербурге — очень дорогая и спорная идея, поэтому вслух о ней не говорят, чтобы не попасть под каток критики. Но если губернатор такого влиятельного города захочет провести Олимпийские игры, все можно изменить. Даже решение Олимпийского комитета России.