Легче всего понять, как же мало прошло лет, чтобы у нас сформировалось сознание, свободное от всех комплексов времен «железного занавеса», на фоне тех наших соотечественников, которые поездили по заграницам, но еще не научились избирательности. Речь о том, что «как в Европе» и «по-европейски» — это совсем не всегда «идеально». У нас принято думать, что в Европе давать интервью — это часть профессии, хотя, например, в английской премьер-лиге вообще нет смешанных зон, а попасть на предматчевую открытую тренировку «Манчестер Юнайтед» и послематчевую пресс-конференцию сэра Алекса Фергюсона можно исключительно в еврокубках. Зарабатывать на футболе мы хотим тоже как в Англии, при том что самих англичан воротит от молчащего и жующего стада мидл-класса на трибунах, а протестовать по поводу повышения цен на билеты болельщики «Ливерпуля», «Арсенала» и «Манчестер Юнайтед» уже готовы сообща. Почему-то у нас мало кто публично ориентируется на Германию, где нашли возможность извлекать прибыль даже при демократичных ценах, а еще уделили место фанатскому «перформансу», исключив при этом угрозу безопасности. Сейчас в тренде быть похожими на испанцев, которые — от «взрослой» сборной до юношеских — в одном и том же размеренно-величественном стиле выигрывают чемпионаты Европы один за другим.
«Спорт День за Днем» перечитал, пересмотрел и переслушал основные объяснения причин испанского чуда и предостерегает подобно героям экстремальных трюков: «Не пытайтесь это повторить».
1. Время
В нашей редакции есть сотрудник, который ждет результатов от российских молодежных академий чуть ли не на следующий день после того, как их возглавляют иностранцы. Когда тренер взрослой клубной команды уровня высшего дивизиона говорит, что ему нужно три года, чтобы дать результат, над этим можно смеяться, а можно задуматься о той части айсберга, которая под водой. Сколько времени требуется, чтобы пронизать едиными игровыми принципами команды всех возрастов — от первой до детской? Йохана Кройфа приглашали, чтобы он взялся не за игру «Барселоны» — за ее жизнь и культуру. Испанцам понадобилось переосмыслить привнесенные Кройфом идеи тотального футбола и пройти через годы неверия, по ходу которых простой рабочий тренер Хосе Антонио Камачо видел в игроках сборной Испании исключительно «каменотесов», а не «балерунов». От момента прибытия Кройфа до череды триумфов «Барселоны» в Лиге чемпионов прошло 18 лет. Если говорить о государственных программах, то испанцы вкладывались в юношеский футбол больше 10 лет, чтобы в 2010 году к услугам Висенте дель Боске было 77 процентов игроков Ла Лиги. Теперь дель Боске в главной сборной и даже Юлен Лопетеги в молодежной могут, а скорее, даже обязаны работать по американской заповеди: «Не чини то, что не сломано». У немцев ушло «всего» 10 лет, чтобы в 2013-м 26 игроков «Баварии» и «Боруссии», заявленных на Лигу чемпионов, оказались доморощенными воспитанниками, которых можно приглашать в сборную Германии. Мы же привыкли во всем следовать Кисе Воробьянинову: «Но ведь хочется как скорее».
2. Контроль мяча
«Сборная Испании развлекает и развлекается» — так описывает золотые походы потомков конкистадоров зарубежная пресса. Но чтобы постоянные перепасовки приводили к показателям под 90 процентов по владению мячом, испанцы тренируются так, что мяч можно только возненавидеть. «У меня мяч, я передаю мяч, у меня мяч, я передаю мяч, у меня мяч, я передаю мяч», — Хосеп Гвардьола на одной из пресс-конференций повторил это трижды, как мантру. «Мы — дети системы», — сказал Хави про себя с Иньестой. Я не уверен, что в «Спартаке» Олега Романцева, который у нас принято мнить прообразом современной «Барселоны», хотя бы в «квадрат» играли столько, сколько играют на Пиренеях. «Начиная с восьми лет юные футболисты каждый день посвящают час игре в одно касание на ограниченном пространстве», — говорит технический директор испанской федерации футбола Хинес Мелендес Сотос. Нетрудно понять негодование Фабио Капелло, увидевшего, как пасуют пятками и смеются при игре в «квадрат» (пятеро разыгрывают мяч, двое отбирают) игроки сборной России: «Вы знаете, почему ’’Барселона’’ так долго держит мяч? Потому что, когда они делают это упражнение, 20 минут не выпускают этих двоих из центра. А вы — дурачитесь».
3. Образование в спартанских условиях
Когда Хосеп Гвардьола говорит по-английски, он больше похож на дипломата высшего ранга, чем на бывшего футболиста и практикующего тренера. У Андреса Иньесты не только среднее, но и высшее образование. Детей в академии «Барселоны» «страхуют» на случай незадавшейся игровой карьеры. Человек, работающий с детьми, — в первую очередь педагог, а не тренер. Можно было бы посчитать за счастье перенести этот опыт в Россию, если бы мы не знали об условиях, в которых проживают эти дети в каменном мешке «резиденции». Приводить сюда друзей запрещено. Видятся с родителями воспитанники, и в особенности иностранцы, не более двух раз в год. За компьютером можно сидеть только в компьютерном классе. Может быть, поэтому «Барса» одна такая на целый мир.
4. Команда — семья
Для Испании это не пустые слова. Игроков «Реала» и «Барселоны» в детских и юношеских сборных селят по двое в одном номере, чтобы соперничество между клубами не влияло на их взаимоотношения. Жозе Моуринью даже невзлюбил Икера Касильяса за его теплые отношения с Хави. Наши обывательские представления замешаны на успехах киевского «Динамо» 70-х годов и сборной Германии времен Беккенбауэра: чтобы побеждать, совсем не обязательно дружить семьями. К тому же в России футболисты знают друг друга еще по совместному отпуску и шопингу и в принципе привыкли кучковаться по интересам. Константин Зырянов и Сергей Игнашевич в сборной России держатся вместе на правах «авторитетов» и вряд ли забивают себе головы тем, что на дне выигранного ЦСКА чемпионского кубка лежит петарда.
5. Переизбыток тренерских кадров
По состоянию на 25 марта на всю Испанию приходилось 9135 тренеров с лицензиями УЕФА категории B (4-е место в Европе), 12 720 тренеров с лицензиями УЕФА категории А (1-е место в Европе) и 2140 тренров с лицензиями УЕФА категории PRO (1-е место в Европе). Тренеры, обучающиеся на категорию УЕФА PRO, проходят курс из 750 академических часов, для сравнения: в Англии — всего 245 академических часов. И это не говоря о внутрииспанских образовательных программах. Счастье, когда детей есть кому учить. Счастье, что в тренеры им достаются лучшие из лучших. Но счастливы ли сами тренеры? Знаю лично человека, который работал главным тренером, а теперь считает за счастье устроиться тренером по физподготовке. Мы можем приглашать испанских безработных в Россию и спокойно возвращаться к пункту один. Так что подчеркнем еще раз: учиться нужно не у богов пить амброзию, а у простых работяг не прикрываться ЮНИСЕФОМ.