Если бы самому опытному пилоту современной «Формулы-1» Михаэлю Шумахеру в начале его карьеры сообщили, что за восьмой чемпионский титул он будет бороться в Стамбуле, немец наверняка бы удивился. И уж совсем бы не поверил, что Гран-при Турции заменит в календаре чемпионата не какую-нибудь второстепенную гонку, а бельгийский этап. О трассе в Спа-Франкоршамп, где на протяжении десятилетий традиционно разыгрывался последний летний Гран-при, мы говорить не будем. Тем более что Международная федерация автоспорта (FIA) клятвенно обещала уже в следующем сезоне вернуть обожаемый всеми пилотами автодром в «формулическую обойму». Поговорим лучше о Стамбуле. Благо по очень многим показателям автодром Istanbul Racing Circuit значительно опережает не только Спа, но и другие трассы чемпионата мира.
Азиатский джокер
Турецкий этап – самый молодой в «Формуле-1». Как и Гран-при Малайзии, Бахрейна и Китая, он символизирует собой мировую экспансию «Королевских гонок». Пытаясь привлечь к себе «формульные» миллионы, местные организаторы из кожи вон лезут. Удачный пример Малайзии, которая в 1999 году построила суперсовременный автодром и с успехом провела Гран-при, сразу нашел последователей. Трассы XXI века стали появляться либо в странах с быстро развивающейся экономикой (Китай), либо в просто очень богатых странах (Бахрейн). Турция из этого ряда, на первый взгляд, выбивается, однако если вспомнить о том, как сильно турки стремятся попасть в число полноценных членов Европейского сообщества, станет ясно, почему строительство трассы для «Формулы-1» велось здесь на государственные средства и под жестким контролем правительства страны.
Кстати, о деньгах. Появление Турции на автоспортивной карте мира обошлось стране в сравнительно небольшую сумму – 120 миллионов долларов. По словам авторов проекта трассы, этих средств не хватило, чтобы создать инфраструктуру с изысками, но техническая часть работ была выполнена безупречно, иначе FIA просто не дала бы Стамбулу лицензию на проведение гонок. Возникает резонный вопрос, который пока мы оставим без ответа: неужели для России это неподъемная сумма? Ведь в это же время на самом высоком уровне обсуждался вопрос строительства современной гоночной трассы в Москве. В столицу России прилетал президент FIA Макс Мосли, но, не найдя общего языка с Юрием Лужковым, отменил запланированную пресс-конференцию и улетел. По всей видимости, в Стамбул…
Стиль Тильке
Четыре азиатские трассы – самые новые в «Формуле-1» – коренным образом изменили представление об эталонах современных автодромов. Можно спорить о том, какая из трасс лучше – «Сепанг» или «Сахир», «Стамбул» или «Шанхай», но в том, что каждая из них превосходит остальные действующие «формулические» автодромы, сомневаться не приходится. И тут нельзя обойти вниманием имя немецкого архитектора Германа Тильке. Сейчас без него не обходится не только строительство новых автодромов, но и любая, пусть даже самая незначительная, реконструкция старых.
Звезда Тильке взошла в первой половине 90-х, когда его фирме, которая с 1984 года занималась строительством самых разных масштабных объектов (в основном на территории Германии и Австрии), было поручено спроектировать автодром «А1-Ринг». В отличие от азиатских мегапроектов, он строился не с нуля. С 1970-го по 1987 год шестикилометровый австрийский трек «Остеррайхринг» неизменно принимал у себя этапы «Формулы-1». Именно его и предложили модернизировать господину Тильке. Положа руку на сердце, модернизация получилась не ахти какой затратной. Герман попросту разделил трассу пополам, построив «на сгибе» длинную прямую «старт–финиш». Автодром получил имя спонсора, принял у себя в 1997 году первый Гран-при, а в 2003-м – последний, по иронии судьбы уступив место в календаре чемпионата новым проектам Германа Тильке – Бахрейну и Шанхаю.
В штате фирмы Tilke GmbH 120 сотрудников. Под реализацию конкретных проектов привлекаются местные специалисты. К примеру, стамбульский автодром вместе с немцами конструировали 50 турецких инженеров. Стамбул наряду с Сепангом, Бахрейном и Шанхаем – венец творений Тильке. Благо у архитектора в большинстве этих случаев была полная свобода творчества. Даже пятно под строительство выбирали подрядчики из нескольких предложенных правительствами стран вариантов. Кстати, прослеживается похвальная для немца тенденция: с каждым разом он сам предлагал реализовывать все более сложные проекты. С технической точки зрения самое последнее детище Тильке – автодром в Стамбуле – самое трудоемкое. Трасса здесь вписана в холмистый рельеф местности, а направление движения нетрадиционное – против часовой стрелки (справа налево гонщики движутся еще только на Гран-при Бразилии и Сан-Марино). В общем, обвинения Тильке, что он строит автодромы «под копирку» вряд ли имеют под собой серьезные основания.
Кстати, азиатская эпопея бывшего автогонщика, а теперь успешного архитектора, продолжается. В следующем году Гран-при Японии пройдет на реконструированной трассе Фудзи. Нетрудно догадаться, кто был автором проекта ее модернизации.
Впрочем, «властелин колец» занимается не только «Формулой-1». Фестиваль конного спорта 2006 года прошел на построенном им ипподроме в родном Аахене. Уже сданы заказчикам и семь автодромов для экстремального вождения и младших гоночных серий. Среди них и технический центр фирмы «Порше» для испытания новых моделей. На официальном сайте компании Германа Тильке в разделе «Реализуемые проекты» одних только гоночных трасс – 24! Впрочем, среди них есть и такие, которые вряд ли будут когда-нибудь построены. Например, под 18-м пунктом здесь значится Nagatino (Moskau, Russia). И степень готовности – «проект в стадии изучения»…
Математика против психологии
В этом сезоне организаторам и зрителям Гран-при Турции особенно повезло. Потому что когда за чемпионское звание борются Фернандо Алонсо и Михаэль Шумахер – это всегда интересно. До этого момента борьбы в чемпионате не было. Были Алонсо и все остальные, решавшие локальные задачи. Дисквалификация Роберта Кубицы и появление Шумахера на восьмом зачетном месте на венгерском этапе ситуацию изменили. Конечно, прогресс Михаэля во второй половине сезона был очевиден и до этого, но с математической точки зрения перелом произошел именно сейчас, накануне Гран-при Турции. 10 очков – это ровно то отставание, которое можно ликвидировать в одной гонке.
Последнюю на сегодняшний день победу Алонсо одержал 25 июня в Канаде. Затем испанец смог набрать 16 очков, а Михаэль Шумахер – 31. И все-таки позиции действующего чемпиона мира чрезвычайно сильны. С учетом безусловной надежности «Рено» восьмую корону немцу пока могут гарантировать лишь пять побед на оставшихся пяти этапах (если Алонсо каждый раз будет финишировать вторым, соперники сравняются по очкам в конце сезона, но за счет большего количества первых мест преимущество будет у Шумахера). Однако подтвердить свои претензии испанцу придется именно сейчас, в Стамбуле. Если контратака не удастся, красные окончательно завладеют психологическим преимуществом. А дальше начнется уже лотерея.
Наверняка спутает карты лидерам и «Макларен». Во-первых, в Венгрии машины Рона Денниса едва ли не впервые в этом сезоне ехали быстрее всех, а во-вторых, именно Кими Райкконен стал год назад первым в истории победителем Гран-при Турции. Правда, пару недель назад руководство команды пообещало помочь «Мишлену» (читай – «Рено») выиграть чемпионское звание. Однако как эта «помощь» может быть оказана на трассе – непонятно. Остается лишь предположить, что если Райкконен выиграет гонку, а следовательно, отнимет очки у обоих фаворитов, Деннис посчитает обещание выполненным.