В свое время, лет семь назад, хозяин «Торпедо» Владимир Алешин произнес программную фразу: «Наш клуб пойдет по пути “Ротора”». Тогда болельщики восприняли это как ставку на собственных воспитанников, развитие школы, материальной базы клуба – при сравнительно небольших вложениях в команду извне. Именно так формулировал свой, оригинальный путь развития волгоградской команды (в отличие от привычного нефтегазового) популярный в ту пору Владимир Горюнов.
Где-то он сейчас и где его «Ротор»? Известно где: играет во второй лиге, рассеяв своих звездочек – Павлюченко, Алдонина и других – по всей стране. И без всяких перспектив возврата назад, в премьер-лигу, несмотря на периодически слышащиеся (пусть все тише) оптимистические заявления своего босса.
Битые горшки
Этой же дорогой в никуда в строгом соответствии с обещанием Алешина идет сейчас и «Торпедо». Сначала из лидеров высшего дивизиона в середняки, потом в аутсайдеры. Далее – из премьер-лиги в первый дивизион. С попутной распродажей звезд и звездочек. Недавние лидеры Семшов, Зырянов, Будылин, как и воспитанники «Торпедо», представляемые Алешиным как торпедовское будущее, – Бугаев, Лебеденко, Мамаев – украшают сегодня составы национальных сборных и лидеров российского чемпионата.
Не получается в нашем футболе благополучно жить, руководствуясь принципами спорта развитого социализма.
Причины кризисного процесса, называемые Горюновым и Алешиным, тоже схожи: нет денег, нет поддержки властных структур. Если с первым тезисом можно и поспорить: на выручку от продажи Веретенникова, Есипова, Алдонина, равно как Семшова, Зырянова, можно безбедно жить не один сезон (живут же продажей игроков многие середняки в Италии, Франции, Голландии – и не жалуются), – то второй сомнений не вызывает. Оба владельца не смогли найти общего языка ни с властью, ни с потенциальными совладельцами. Характерами не совпали или не сумели согласовать условий сосуществования – сейчас уже значения не имеет. Обратного хода все равно не будет, горшки побиты.
Тихо и без свидетелей
Так что результирующая описанного процесса при сохранении статус-кво очевидна: ликвидация с постепенной распродажей активов. Именно так исчезли из нашего футбола многие сверкнувшие было команды: «Черноморец» из Новороссийска, сочинская «Жемчужина», камышинский «Текстильщик». Таков закон экономики: нерентабельное, неэффективное производство должно умереть. Тихо, медленно теряя поклонников (вместо шести-восьми тысяч зрелых мужей в 90-е на нынешнее «Торпедо» ходят несколько сотен тинейджеров), безо всякого общественного резонанса. Да и какой в нижних эшелонах резонанс?
Возможно, именно на тихое, без свидетелей умирание и рассчитывают современные ликвидаторы от спорта. Купил подешевке, распродал по кусочкам – и концы в воду.
Но «Торпедо» – это, господа-товарищи, не новороссийский «Черноморец» и даже не «Ротор», при всем к ним уважении. «Торпедо» – трехкратный чемпион СССР, многократный обладатель Кубка. Клуб легендарных игроков – Стрельцова, Иванова, Воронина. Команда, игру которой в начале 60-х знатоки называли самой красивой в истории советского футбола. Марка, известная не только в стране – в мире: победами над «Манчестером», «Реалом», «Монако», «Севильей», «Наполи», «Штутгартом». Болельщицкое знамя, под которым собирались и собираются такие достойные люди, как Олег Даль, Анатолий Папанов, Александр Ширвиндт, Алексей Козлов, Аркадий Арканов, Владимир Вишневский, Александр Шаганов…
Если хотите, «Торпедо» – это культурное достояние всего нашего спорта. И вопреки происходящему хочется все же надеяться на его спасение.
Амбиции в карман
Спастись можно всего двумя способами. Первый: объединиться наконец с родившейся тоже на ЗиЛе «Москвой» (генеральный менеджер которой Юрий Белоус не исключает подобного поворота событий) и воссоединить также торпедовских ветеранов и болельщиков, а не только разделенные в середине 90-х капиталы, имущество и имена.
Второй способ: недорого продать «голый» бренд (помня, что даже клуб испанской примеры покупается за 10 миллионов евро, а не за запрашиваемые Алешиным с Мамута 30). Благо серьезных игроков с потенциалом (кроме Бородина, Панова да еще пары футболистов) благодаря ликвидаторской деятельности Алешина в клубе уже не осталось. Чем нынешнее «Торпедо», кстати, до боли напоминает «Торпедо-ЗиЛ», продававшее на исходе своего «автозаводского» существования братьев Березуцких.
Для реализации обоих вариантов не нужно НИЧЕГО. Кроме публичного заявления директора «Лужников» о готовности их осуществить и его собственной доброй воли. Ведь единственный камень преткновения в обоих неудачно завершавшихся многолетних переговорных процессах – сам Владимир Владимирович.
Надо только перестать жадничать, спрятать в карман амбиции и подумать: хочется ли ему на склоне лет увидеть на прилавках магазинов книжку «Как убивали “Торпедо”» со своей фотографией на обложке?..
Kстати
Команды-побратимы
У «Зенита» и «Торпедо» немало общего. Обе команды в советские времена были приписаны к промышленным гигантам: зенитовцы к ЛОМО, а торпедовцы к ЗиЛу.
В истории двух популярных команд немало перекликающихся совпадений. Обе дебютировали в самом первом чемпионате СССР (1936, весна) в группе «Б», а в класс сильнейших перешли в 1938-м, обе пережили в конце концов падение во второй эшелон чемпионата.
И «Зенит», и «Торпедо» в свое время были потрясены «бунтами» игроков против тренеров. И каких тренеров! Ленинградцы добились ухода в отставку Павла Садырина, приведшего их к золотым медалям, а «автозаводцы» свергли свою живую легенду – Валентина Иванова.
Конечно, есть и футбольные люди, объединяющие эти прославленные команды. В июне 1957-го (кстати, вскоре после знаменитого футбольного побоища, произошедшего 14 мая на стадионе имени Кирова после игры... «Зенита» с «Торпедо») ленинградскую команду возглавил Георгий Жарков, к тому времени больше десятка лет отдавший «спортивному цеху» ЗиЛа как игрок и тренер. При нем зенитовцы добились своего самого большого успеха, заняв четвертое место в чемпионате 1958 года, – превзойти этот результат удалось лишь 22 года спустя.
А сейчас дублеров сине-бело-голубых возглавляет бывший торпедовец Игорь Чугайнов.
Если же вспоминать игроков, оставивших след в истории и «Торпедо», и «Зенита», список получится весьма впечатляющий. В нем вратари Анзор Кавазашвили и Эдуард Шаповаленко, защитники Владимир Мещеряков и Валерий Непомилуев, нападающие Александр Гулевский, Борис Батанов, Немесио Посуэло, Андрей Редкоус. Что ни игрок – то мастер высокой квалификации, а других на ЗиЛе и ЛОМО не держали. Ныне цвета «Торпедо» защищают бывшие зенитовцы, питомцы питерского футбола Дмитрий Бородин и Александр Панов, а за «Зенит» выступает многолетний лидер черно-белых Константин Зырянов.
Задачи, конечно, у «Торпедо» и «Зенита» сегодня разные: одним надо вернуться в премьер-лигу, а другим – выиграть золотые медали или как минимум путевку в Лигу чемпионов. Но решать их одинаково трудно.