Одни из самых чудесных часов жизни проходят в самолете. Замкнутое пространство и отсутствие связи с миром дает возможность отключить голову и поделать только то, что хочется, находясь в расслабленном состоянии. Например, просмотреть иностранную прессу, изучить, как готовятся потенциальные соперники сборной России к чемпионату Европы.
Ни слова о России
Увы, по австрийской, немецкой и швейцарской прессе можно сделать вывод, что Россия в Евро не участвует вовсе. О методах подготовки Йоахима Лева можно узнать все, до последних тайн. О том, что Криштиану Роналду завел себе новую пассию (вскользь о том, что если он не будет забивать, то сборная Португалии — ничто), рассказывают чуть ли не первые полосы. Висенте дель Боске дает скучнейшее интервью Kicker, в котором уверяет всех, что «его команда очень хорошая, а соперник Италия — тоже очень хорошая команда, и даже Ирландия и Хорватия очень хорошие команды». Журнал 11 Freunde предлагает шуточный прогноз на турнир, из которого следует, что Германия одолеет всех соперников по плей-офф, а в финале победит Испанию с астрономическим счетом. России на пути немцев не встречается, да и вообще ей посвящен всего лишь шарж на общих основаниях, вместе со смешными картинками, ассоциирующимися с прочими участниками. Нарисовано понятно что — мужик в ушанке с бутылкой водки. Как раз рядом с немецким усатым пузанчиком. Есть еще, правда, большая статья о сборной СССР Валерия Лобановского, обидно проигравшей финал 1988 года, но на сером пиджаке Валерия Васильевича, кажется, значка РФС не видно.
Портье «из Голливуда»
В общем, не интересуют русские Европу, ну и хорошо. В принципе, то же самое было и четыре года назад здесь, в Швейцарии, только в Базеле. Ни у кого сомнений не возникало, что Голландия, колошматившая всех на групповом турнире, не отправит Гуса Хиддинка и компанию домой, но в итоге в полном шоке уехала сама. И при этом все равно русские не интересуют. Спросите у Дика Адовката, нравится ли ему это. Убежден, что ответит: «Нравится».
При этом спросить что-либо у Дика Адвоката — дело не совсем простое. Несмотря на то что за несколько лет, проведенных в России, голландец размяк, стал улыбчивее, общительнее, перестал багроветь и потеть при каверзных вопросах (или почти перестал), страсть к наведению порядка никуда не делась. Перед входом в роскошный отель La Reserve непрошенных гостей встречает охранник — вылитый Джейсон Стэтхэм, новый киношный «крутой». При ближайшем знакомстве оказывается «Стэтхэм харизма-фри», потому что вместо того, чтобы выкинуть вашего корреспондента одной рукой в мусорный бак, он начинает часто моргать, махать руками и говорить: «Внутрь нельзя, менеджер запретил». Черт с твоим менеджером, внутрь мне не надо. Хочу понять порядок. Но в демаркационных линиях, начерченных голландским тренером — куда можно ходить, а куда нельзя, — не всегда, говорят, разбирается и он сам. Даже Сергей Фурсенко ребус разрешить не сумел: «Я-то не против, но все вопросы — к Дику». Есть версия, что Адвокат занервничал и принялся за репрессии после слабой игры с Литвой, но мне представляется она надуманной. Во-первых, не стоит придавать значения ни результату, ни качеству игры с литовцами. Она ничего нового нам не поведала, слабые зоны остались слабыми, сильные стороны также налицо. Во-вторых, не вяжется это все с желанием голландца не перегружать команду на сборах как физически, так и морально. Так что всего лишь прибирается на кухне Дик, не более того.
Отель — роскошнее некуда. В двух сотнях метров — Женевское озеро, к которому так просто, впрочем, не выйдешь. Для этого нужно жить в одном из домов на его берегу, для чего, в свою очередь, как писал Хармс, нужно быть «либо великаном, либо Голиафом». С другой стороны — железнодорожная станция, на которую выходят окна номеров большинства игроков. Правда, никто из них на шум жаловаться не приходил — поезда в Швейцарии еле шуршат, а что самолеты над отелем постоянно садятся-взлетают, так за это, мне кажется, только приплачивать следует.
Наш народ, тем более футбольный, удивить чем-то сложно, но Женева смогла. Когда сборная заселялась в La Reserve, перед входом выстроилось сразу несколько таких автомобилей, что Павел Погребняк долго ходил кругами, не веря своим глазам, словно грибник, неожиданно оказавшийся в Алисиной Стране чудес. В эти машины периодически садятся как стильные европейские леди и джентльмены, так и люди, чью речь понимаешь без труда, разве что акцент сразу не разобрать — то ли уральский, то ли чукотский. В день, когда с La Reserve приехал знакомиться я, друзья нашлись в Женеве у Алексея Березуцкого. Защитник ЦСКА перешел «границу» через автоматические двери и ждал несколько минут. Затем проявилась весьма приятная пара на скромном по местным меркам авто и с непривычными для нашего человека манерами. Гости тепло поздоровались с Алексеем и отправились в фойе.
Пешком на работу
Стадион «Коловре», на котором сборная тренируется и где играла с Литвой, находится всего в 15 минутах езды на автобусе. Напротив — та самая штаб-квартира УЕФА, где вершится судьба футбольной Европы. Глядя на идеальные «райтовские» горизонтали полупрозрачного здания, пробирает зависть, хочется стать Мишелем Платини и спросить, где можно на него выучиться. Пока ответа с ходу не нашлось, приходится довольствоваться скамейкой в считаных метрах от УЕФА, на берегу все того же самого озера, без которого Женева не несла бы в себе смысла и не зарабатывала таких денег. Не самый плохой рабочий кабинет, и отсюда, собственно, пишутся эти строки. Благо до «Коловре» — всего три минуты ходьбы. И знаете, что можно увидеть только здесь и больше нигде? Мишеля Платини, идущего на работу. На одном из полей спорткомплекса проводится фестиваль для детей-инвалидов, и в его открытии под звуки альпийских рогов поучаствовал глава УЕФА. Затем прямо так, в пиджачке, не спеша направился к пешеходному переходу через автомагистраль, попутно поприветствовав каждого встречного и даже пообещав подумать — не прийти ли посмотреть тренировку сборной России. Рядом ездили велосипедисты, задумчиво топали прохожие, носились автомобили. И никто звезду «Ювентуса» и «Сент-Этьена» не трогал, не вопил, не клаксонил. Швейцария…
Женева — Ньон