Если попадаешь в брюссельское чрево — исчезаешь там без следа. Две маленькие улицы-щели тянутся метров на пятьсот и из-за навесов бесконечных ресторанов кажутся сплошной крытой пешеходной зоной, потерянной во времени. У каждого кабака — свой зазывала, практически всегда представляющий одну из национальностей Северной Африки. Ради того, чтобы клиент выбрал именно его заведение, в ход идут любые приемы.
Слабенькие и сильненькие…
— Вэа ю фром? Петербург? Сегодня 0:2 в вашу пользу, гарантирую!
— С чего это вдруг, май френд?
— Да «Андерлехт» — слабенькая команда. Вери-вери слабенькая...
«Андерлехт», получается, слабенькая, а «Зенит» — сильненькая? Вот и дожили, что считают авторитетами, создали бренд, разработали имидж. И одним лишь таким матчем, как во вторник, в одно мгновение его не разбазаришь. Потребуется много «усилий», чтобы «Зенит» снова стал безвестной лошадкой, осторожно пробовавшей тонкий еврокубковый лед десять лет назад. Надеюсь, такого не будет, но, право слово, в Брюсселе нелицеприятные факты замаскировать было куда сложнее, чем в играх российского чемпионата.
«Андерлехт» — действительно не бог весть что. Команда, прыгающая выше головы. Но со своим уютным стадионом в тихом районе, где перед матчами и после них болельщики галдят в соседних барах. С атмосферой, превосходящей «Петровский» по разным причинам. С новым тренером, который постепенно перестроил игру, придал ей основательности, избавил от инфантильности, которой «Зенит» здесь же воспользовался два года назад. У «Андерлехта» есть свой почерк, относительно подходящий под современные стандарты игры, — бельгийцы эталонно владеют мячом, плетут комбинации, но отчего-то в двух матчах с «Зенитом» не довелось наблюдать, чтобы кто-то у них мяч настойчиво отбирал. Напротив, интеллигентной манеры «сиреневых» в отборе было достаточно для того, чтобы вынуждать петербуржцев ошибаться.
Дисбаланс везде
Матч на «Констан Ванден Сток» не принес сенсации, хотя радость хозяев после игры была детской и искренней, а не просто обыденным празднованием уверенных в себе мужиков. Такие результаты случаются, когда встречаются команды, одна из которых находится в фазе развития, а другая застряла в колее и буксует. Дисбаланс — вот слово, которым лучше всего охарактеризуешь состояние «Зенита» на данный момент. Вернулся Денисов, стал стабильно отбирать мячи. Но вот Игорь делает пас в середину в расчете на кого-то, к кому привык раньше, а Витсель замысла не понимает, следует потеря. Быстров, единственный, кто по-настоящему давал по газам в первом тайме, пытался раздергать Сафари справа, тогда как слева Семак застревал в районе центральной линии. Кришито слева выглядит в порядке, чего не скажешь о правом крае, где Анюков нет-нет да куда-то не успевает. Кержаков смотрится как втянутая в плечи голова, и вы все прекрасно помните, с какого момента Александр так играет. Лучано Спаллетти после матча заявляет, что в атаке не хватило качества, видимо, имея в виду отсутствовавшего Халка, коль скоро дал добро на его покупку за 60 миллионов. При этом перед игрой некоторые представители команды выражали робкую веру, что без бразильца «сыграем быстрее». Дисбаланс не только на поле, но и, выходит, в представлении реальной картины мира.
И против этой команды вышел совершенно здоровый организм «Андерлехта», одержимый желанием одержать первую победу в Лиге чемпионов над не самым сильным, как показалось бельгийцам в Петербурге, соперником. Здесь налицо дисбаланс в исходных данных.
Теперь о том, что эти исходные данные нарушило. Не хочу разбираться в том, что привело Игоря Денисова обратно в состав. Но признаюсь, что очень ждал его ухода из «Зенита», надеялся, что ему это удастся. Понятно, что у всех в мутной истории с его контрактом есть своя правда, и каждый пусть выберет ту, что ему ближе. Но с тех пор как в Петербурге появились Халк и Витсель, прежний «Зенит» перестал существовать, а фундамент нового по-прежнему не виден. За те два месяца, что тянется шлейф скандала, каждый член этого коллектива каким-то определенным образом себя проявил, что не способствовало укреплению ни игровых, ни человеческих связей. Пришли апатия, автоматизм, кажется, что футболистам просто скучно играть друг с другом. Почему? У них не спросишь. Инициатива клуба устроить пресс-тур для журналистов из уважаемых изданий не нашла понимания у игроков, прошедших через микст-зону со стеклянными глазами и плотно сжатыми ртами. И здесь дисбаланс. Тупик.
Брюссель