У российского футбола немало болевых точек. Одна из них – работа с болельщиками. Если мерить по западным лекалам, можно сказать, она существует только в режиме реагирования. ОМОН побьет подростков – руководители клубов поднимают скандал в прессе. В лучшем случае наиболее преданные фанаты могут получить пару мест в чартере. Или, если команде предстоит важный выездной матч, организовываются автобусные маршруты.
Льготы за деньги
В царские времена один из просвещенных умов отечества вывел постулат о том, что единственным европейцем в России является власть. Почему-то эта фраза вспомнилась, когда при активной поддержке РФС родилось Всероссийское общество болельщиков. В целом появление такой организации можно приветствовать, несмотря на некоторые оговорки. В частности, непонятно, почему ВОБ начало свою деятельность с проведения акции с политическим акцентом – «Держись, Бронзовый солдат!» По идее фанатское движение должно было сформироваться сначала на уровне клубов, а уже потом объединяться в некий профсоюз. Как видим, РФС проявил больше инициативы, нежели его структурные звенья на местах. По принципу: «Вас дожидаться – окочуришься».
Кому-то может показаться, что российские клубы вполне сносно сотрудничают со своими болельщиками. На самом деле и по форме, и по содержанию мы далеко отстаем от лучших образцов. Обезьянничать нехорошо, но и перенимать положительный опыт не надо стесняться. В конце концов, футбол придумали не в России, и футбольный бизнес у нас только-только начал развиваться.
Наиболее интересен пример Испании. Точнее, двух великих клубов — «Реала» и «Барселоны». Здесь люди, которые вносят в кассу клуба членские взносы, получают статус socio (в переводе с испанского – член организации, партнер, участник), соответствующее удостоверение, а вместе с ним – определенные льготы. Такая форма взаимоотношений наиболее выгодна для обеих сторон. Клубы получают еще один гарантированный источник дохода, тогда как болельщики чувствуют себя равноправными партнерами, а не сторонними наблюдателями.
Избирать и быть избранным
Рассмотрим экономический аспект. В сезоне-2005/06 число socios «Барселоны» выросло со 130 тысяч до 145 тысяч. 15 тысяч новичков уплатили вступительный взнос в размере 373 евро и ежегодную квоту в размере 124 евро. В сумме получилось 7,455 млн евро. Остальные 130 тысяч человек заплатили только ежегодный взнос, что принесло клубу еще 16,120 млн евро. То есть болельщики «с удостоверениями» принесли клубу 23,575 млн евро! В других испанских клубах членские взносы ниже, но не менее 100 евро. Разумеется, есть еще доходы от продажи абонементов, билетов. Как известно, цены в Испании «плавающие». На одни матчи – от 35 до 99 евро, на другие – от 25 до 55. Socios походы на стадион обходятся на 10–15 процентов дешевле, причем неважно, покупают они сезонный абонемент или билеты на каждый матч. В свою очередь владельцы абонементов (abonados), вынужденные пропустить ту или иную встречу, могут передавать абонемент другим лицам, также являющимся socios, но предварительно уведомив об этом клуб, так как при входе нужно предъявить не только билет, но и членскую карточку.
Любой socio независимо от возраста и стажа имеет право запросить отчет о финансово-экономической деятельности клуба. Как правило, в конце очередного сезона для socios выпускается бюллетень с описанием всех произведенных финансовых операций. Из него можно узнать, сколько денег было потрачено на покупку новых игроков, суммарный размер зарплаты тренеров, футболистов и обслуживающего персонала и многое другое – вплоть до расходов на продукты питания. Руководство клубов воспринимает такие запросы как должное, а не как попытку вмешательства во внутренние дела.
Главная привилегия socios – возможность принимать участие в президентских выборах и таким образом оказывать влияние на клубную политику.
Шантаж по-российски
Российский болельщик бесправен. Все, что ему остается, – устраивать демонстрации протеста вроде спартаковских демаршей, когда фанаты стояли на трибунах спиной к полю или скандировали: «Вы должны играть бесплатно». Сила «Спартака» в количестве болельщиков. Их так много, что невозможно не прислушаться, когда позиционируешь себя в качестве «народной команды».
Вспомним, какую негативную реакцию вызвало в начале сезона резкое повышение цен на билеты в Петербурге. Почему такое стало возможным? Потому что в этом мегаполисе одна команда на многомиллионный город и маленький стадион (всего-то 22 тысячи мест). Соответственно, новое руководство абсолютно не рисковало – трибуны все равно оказались заполненными. И все же нельзя перегибать палку.
Категорически не согласен с теми, кто утверждает, будто наши люди привыкли к «халяве» и ни за что не хотят платить. Наши люди – абсолютно такие же, как и все остальные. Если с ними вести серьезный уважительный разговор на равных, а не бросать подачки с барского плеча и не заигрывать. Сегодня в так называемой «работе с болельщиками» задействованы практически все работники клубов, за исключением президентов и главных тренеров. То техническому директору поручают, то администратору, то коммерческой службе, то пресс-службе. Общение ведется по системе справочного бюро или стола заказов.
Будь их (клубов) воля, так вообще лучше бы футбол проходил при пустых трибунах – хлопот меньше. Ведь зарплата никак не зависит от посещаемости. К сожалению, мы не дошли еще до той стадии, когда благосостояние клуба прямо пропорционально числу людей на трибунах.
Увы, но основная коллизия для фанатов заключаются в том, чтобы выбить из любимой команды энную сумму на поездку в другой город. Болельщики ведь разные попадаются. Некоторые начинают «мутить воду». То файер бросят на поле, то еще какую-то пакость сделают. Внешне это выглядит как негативное проявление эмоций или мелкое хулиганство. А по сути – бизнес: дядя, купи петуха, а то закричу…
Верхи могут, но не хотят
Естественно, нужны специальные подразделения при клубах.
И некоторые уже начинают их создавать. Заказывают дорогостоящие социологические исследования с целью структурировать болельщицкую среду, выделить из нее лидеров, четко разделить «ядро» и «кузьмичей». Важно наладить диалог, но с кем его вести? Ведь обычно привилегии получают те, кто «втерся в доверие», а не те, кто «реально заслужил».
В России ни цены на билеты, ни членские взносы, которые существуют в Испании, невозможны. Значит, надо проработать вопрос с учетом нашей специфики. Скажем, подавляющее большинство современных фанатов – лица призывного возраста. Чтобы заинтересовать родителей в том, чтобы их дети ходили на стадион и болели за команду, можно создать некий общественный совет, который бы занимался ребятами, входящими в число зарегистрированных болельщиков, после того как они уходят в армию. Отечественные клубы – мощные социальные институты. Одни представляют крупные финансовые корпорации, другие – госструктуры или целые области. Они могут выйти и на военкомат, и на Генеральный штаб, и с Министерством обороны связаться. Если вдруг у парня возникнут по месту службы проблемы, клуб сумеет добиться ответа по поводу жалобы конкретного призывника.
Не так давно обсуждал эту проблему с одним из российских клубных боссов. Его заботило то, что команда вроде бы играет неплохо, а болельщиками прирастает медленно. Наряду с другими вещами предложил ему адаптированный к российской действительности вариант идеи socios. Вроде бы все его устроило и показалось интересным. Но как только речь зашла о том, чтобы отдать болельщикам, которые будут платить небольшие взносы, символическую часть акций и одно место в совете директоров, реакция была резко отрицательной. Мол, если от фанатов нет экономического прока, к чему поблажки?
Эта позиция мало чем отличается от позиции другого руководителя, который устроил торг со своими болельщиками: купите столько-то абонементов, построим стадион на столько-то мест. Не купите – на меньшее количество мест. Мы не вправе его осуждать: человек тратит свои деньги. Но, согласитесь, это странная логика: зачем нам арена на 45 тысяч зрителей, если на игры приходит всего по 25 тысяч. Стадион строится не на один год и даже не на десятилетие. Выходит, в стратегические планы клуба не входит увеличение зрительской аудитории?
Где растут пальмы первенства?
В России идеальная площадка для выстраивания системы взаимоотношений со своими болельщиками по примеру socios есть в первую очередь у «Зенита». Во-первых, здесь сотни тысяч преданнейших поклонников клуба. Во-вторых, скоро распахнет свои двери «Газпром-Арена» на 62 тысячи зрителей. Помимо этого пришли новые люди, которые объявили активизацию работы с болельщиками одним из приоритетных направлений деятельности. В частности, об этом сказал в недавнем интервью генеральный директор клуба Максим Митрофанов.
Питер всегда выгодно отличался тем, что смело шел на преобразования. Не случайно его называют городом трех революций. Возможно, в «Зените» воспользуются испанским опытом. На первых порах экономический эффект наверняка не окажется значительным, но уже через 5–6 лет число болельщиков, пожелавших стать питерскими socios, может достичь нескольких десятков тысяч, и тогда уже это будет сила, приносящая реальную прибыль.
Провинциальным командам тяжелее, а из московских стать на демократические рельсы вполне в состоянии только «Спартак». В пользу красно-белых огромная армия фанатов не только в столице, но и далеко за ее пределами.
Российский футбольный бизнес постепенно выходит на качественно иной уровень. Соответственно, необходима модернизация отношений «болельщик – клуб». Проблема принципиальная, ее необходимо обсуждать и вырабатывать круг действенных мер. Иначе мы рискуем прийти к тому, что будет все: современные стадионы, отличные газоны, легионеры-звезды, но не будет главного, того, ради чего существует футбол, – болельщика.
Бразилия, а не Испания
Пальма первенства по количеству socios принадлежит вовсе не испанцам. По этому показателю конкуренцию «Реалу» и «Барселоне» составляет бразильский «Коринтианс» – 150 тысяч. Число рядовых болельщиков клуба по разным оценкам составляет от 25 до 35 миллионов человек. Среди них нынешний президент страны Луис Инасиу да Силва (Лула). Еще одним известным фанатом «Тимао» (как еще называют «Коринтианс» в Бразилии) был Айртон Сенна, памятник которому установлен у центрального входа на стадион клуба. Важная отличительная особенность: бразильские socios платят гораздо меньше, чем их испанские коллеги.
Русские socios
Второй клуб Барселоны «Эспаньол» обзавелся 29 тысячами socios. Лица до 25 лет платят в клубную кассу по 150 евро в год, те, кто старше, – 250–300 евро. Интересно, что в числе «избранных» – все три сына известного в прошлом российского футболиста Дмитрия Галямина.
Кальдерон доволен
Президент «Королевского клуба» Рамон Кальдерон, естественно, рад тому, что «Реал» спустя четыре года сумел снова завоевать титул чемпиона Испании.
«Мы делаем то, чего хотят socios клуба, – сказал глава «галактикос». – Пригласили очень хорошего тренера и правильно подобрали состав. Если же говорить о болельщиках, то многие сказали, что официальные фан-клубы стали гораздо ближе к команде. Мы обеспечили 4 тысячи добавочных абонементов на сезон для своих болельщиков. Так или иначе, мы хотим показать, что болельщики и socios нам очень важны. Что касается экономической составляющей развития команды, то можно с уверенностью сказать, что этот год будет самым успешным для клуба за всю его историю».
Обращайтесь в РФС
Президент РФС Виталий Мутко, комментируя создание Всероссийского общества болельщиков, заявил, что поддерживает ВОБ и считает, что в качестве одной из главных задач объединения видит обеспечение безопасности на стадионах. Мутко призвал руководителей ВОБ не политизировать свою деятельность.
«Футбол серьезнее, чем политика. Хотелось бы, чтобы никто на нем не спекулировал. Если дело будет в деньгах, то обращайтесь лучше в РФС или другие организации», – обратился к членам ВОБ глава РФС.
Мутко заявил также, что готов отдавать деньги, которые РФС тратит на штрафы из-за неадекватного поведения болельщиков, на развитие новой организации, но при условии, что фанаты не будут давать повода для санкций со стороны международных организаций.