Оргкомитет Олимпиады-2010 в Ванкувере забил тревогу: из-за недостатка денег строители не успевают сдать к началу Игр необходимые объекты. В перечне фигурировала даже Олимпийская деревня. Канадцы с похвальной быстротой нашли ответ на первый извечный русский вопрос (кто виноват?) — мировой финансовый кризис. Ну и на второй (что делать?) — бить тревогу. Эта тактика оказалась эффективной. Оргкомитет получил необходимые финансовые гарантии от правительства Канады. Тревога оказалась если не ложной, то, скажем так, учебной и, главное, полезной.
Кризис, как и разруха, не в недостроенных (пока?) в Олимпийской деревне сортирах, а в головах. Причем, полагаю, в головах деятелей МОК. Эта организация когда-то слыла общественной, но те времена давно в прошлом. Сегодня Международный олимпийский комитет — это мегаконцерн с миллиардными оборотами. Основной источник дохода во время Игр — телевидение. Права на трансляцию стоят дорого. Или, точнее, оцениваются дорого. Телевизионщикам разных стран и народов предлагается одинаково дорого платить во время Белой олимпиады за трансляцию хоккейного матча Россия — Канада и за показ захватывающих соревнований по санному спорту. Вот кто-то с горочки спустился… Участников разделяют сотые доли секунды, что исключает сопричастность зрителя. Современная техника эти доли мгновения фиксирует, человеческий глаз — нет. Олимпиады теряют популярность прежде всего из-за раздутости программы. Получается что-то вроде театральных билетов с нагрузкой. Была у нас когда-то такая практика — хочешь сходить в Большой на балет, купи заодно билеты и на гастроли Чукотского народного хора. На биатлон и хоккей, как на приманку, насаживают новые, неустанно кем-то изобретаемые виды спорта, пресловутая медалеемкость которых неуклонно растет: фристайл, шорт-трек, керлинг…
Пипл все схавает. Но пипл в массе своей (а кассовость обеспечивается только массовостью) не такой, простите, лох, как кажется мудрецам из МОК. Он не так уж и падок на суррогатные зрелища. Телемагнаты платят не из личных запасов, а из средств, получаемых от рекламодателей. Те в свою очередь прекрасно понимают, что приобретать эфирное время для размещения рекламы во время соревнований по керлингу бессмысленно. Круг порвался, потому что порочный.
Думается, забивший тревогу Оргкомитет-2010 слукавил. Все там строится в Ванкувере — и строится в срок. Но проведение Олимпиады — бизнес-проект. Организаторы прикинули и смекнули, что их поджидают большие убытки. И очень своевременно забили тревогу. Получив финансовую подпитку от государства, вздохнули с облегчением.
Хорошо, что эти проблемы не коснулись оргкомитета Сочи-2014. Канада — отдельный и особый случай. Хоть похоже на Россию, только все же не Россия.