• Первоапрельские тезисы

    РФС

    02.04.14 23:12

    Первоапрельские тезисы - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    (Фото: ФК «Зенит»)

    26 апреля в Москве пройдет очередная конференция РФС, на которой состоятся выборы новых членов исполкома Российского футбольного союза. Всего зарегистрировано 60 кандидатов, которые разбиты на три группы. В группу с условным названием «Спортивное регулирование» вошел блок из пяти известных футбольных персон — Валерия Карпина, Владимира Леонченко, Сергея Семака, Сергея Родионова и Николая Писарева.

    Коалиция и плюрализм

    Свою программу Леонченко, Карпин и Ко назвали «Каким мы видим российский футбол». Пообещав разослать ее в ближайшее время всем региональным федерациям, чтобы на местах люди знали, за кого и почему надо голосовать, участники пресс-конференции отметили, что наличие коалиции отнюдь не означает, что у всех пятерых имеются абсолютно схожие мнения по тем или иным вопросам. То есть, плюрализм налицо.

    Открывая брифинг, Владимир Леонченко обзорно прошелся по основным проблемам российского футбола. Было отмечено, что с 2008 года наблюдается стагнация суммарного ежегодного дохода РФПЛ (примерно 55-60 миллионов долларов в год) при наметившейся тенденции роста расходной части бюджета (полтора миллиарда долларов в год). Количество легионеров в клубах РФПЛ превысило отметку 200 человек (в среднем по 13 игроков на клуб), при этом их качество зачастую не отвечает требованиям премьер-лиги. Как на дрожжах растут агентские комиссионные (совокупный доход — не менее 100 миллионов долларов ежегодно), в то время как зарплата детских тренеров в регионах составляет от 7 до 15 тысяч рублей, а футбольная инфраструктура не соответствует даже минимальным современным требованиям. Неуклонно падает зрительский интерес к матчам российской премьер-лиги, что особенно заметно на фоне роста в нашей стране телеаудитории Лиги чемпионов и ведущих национальных чемпионатов Европы. Наконец, уровень управления российским футболом не отвечает задачам, стоящим перед футбольной отраслью.

    Как реорганизовать футбол

    Обозначив ключевые болевые точки, Леонченко приступил к конструктивной части своего выступления.

    Во-первых, предложил ограничение числа легионеров не на поле, а в заявке на сезон. Предлагается сократить их количество на сезон-2014/15 до одиннадцати, на сезон-2015/16 — до восьми, на сезон-2016/17 — до семи, а к 2018 году довести лимит до шести легионеров.

    Касательно низших дивизионов: иностранцы должны иметь возможность доработать свои контракты (без заключения новых соглашений уже с сезона-2014/15), после чего следует ввести на них полный запрет. При этом в ФНЛ в заявку на каждый матч следует включать не менее двух игроков моложе 21 года, во втором дивизионе — минимум одного моложе 21 года и еще минимум одного — моложе 19 лет.

     

    Во-вторых, качественное изменение состава исполкома РФС и усиление роли рабочих групп и комитетов с целью выработки консолидированной позиции по ключевым вопросам.

    В-третьих, независимость юрисдикционных органов РФС (КДК, апелляционный комитет, комитет по этике, палата по разрешению споров, комитет по статусу игроков).

    В-четвертых, постепенное введение финансового фэйр-плей в профессиональных лигах и клубах, сокращение разрыва между расходной и доходной частью бюджетов клубов, постепенный уход от финансирования отдельных клубов к поддержке лиг. Средства должны распределяться между клубами в зависимости от спортивного результата и участия в создании успешного и конкурентоспособного с европейскими лигами медийного продукта.

    В-пятых, уменьшение роли посредников в футболе через ограничения выплат, при этом высвобожденные средства идут на поддержку детских тренеров и развитие футбольной инфраструктуры.

    Кто боится Карпина и Семака

    Затем кандидаты в члены исполкома РФС ответили на вопросы журналистов.

    — Почему против вашего избрания в исполком высказывались некоторые члены этого органа?
    — Боятся, наверное, что не так просто будет все решать, — сказал с улыбкой Карпин. — На сто процентов они были против меня, Семака.

    — Можете представить реакцию ваших коллег, когда они узнают о предлагаемом вами жестком ограничении лимита на легионеров?
    — На самом деле, никаких жестких рамок нет. Если в клубе 25 основных игроков, то на ближайший сезон мы предлагаем сделать 11 легионеров и 14 русских. И пусть из них выбирают, кого и сколько хотят. Сейчас же тренеру приходится сначала выбрать четырех россиян, а потом семь лучших легионеров на оставшиеся позиции.

    — Получилась такая уродливая система, когда возникли «русские» и «нерусские» позиции в составах наших команд, — добавил Леонченко. — Цены на игроков при этом выросли, а конкуренции почти нет.

    — У нас нет игроков для сборной, — снова перехватил инициативу Карпин. — Сейчас больше всего кандидатов — крайних защитников. Зато центральных — нет. Как и нападающих. Потому что крайние защитники — «русская» позиция в клубах. Если же будет десять иностранцев в заявке, «под ними» будут сидеть наши ребята. Не имея второго запасного легионера на одну и ту же позицию, россияне получат намного больше шансов выходить на поле. Значит, появится больше кандидатов для нашей сборной.

    — Как исполком может указать крупнейшим корпорациям, например, «Газпрому» или РЖД, чтобы они направляли средства не на клубы, а на лиги?
    — Конечно, исполком напрямую влиять на них не может, — сказал Леонченко. — Но релевантные доходы у премьер-лиги сейчас мизерные. И это может и должно подтолкнуть крупнейших спонсоров к изменению вектора финансирования. Кроме того, есть пример первого дивизиона, где многие клубы с трудом заканчивают чемпионат. С помощью региональных властей должны привлекаться серьезные спонсоры.

    — Не кажется ли вам, что осуществить этот пункт вашей программы возможно только при катастрофическом падении цен на сырье?
    — Пусть компании вкладывают деньги в футбол, это нужно, — отметил Карпин. — Но не на премиальные игрокам, не на то, чтобы, условно говоря, «Зенит» обыграл «Локомотив», а в целом в футбол, в том числе и детский. А уже потом профессиональные клубы будут выбирать этих выращенных детей и заключать с ними контракты. Запретами же трудно что-то решить. Всегда можно найти пути обхода, как завести деньги по-другому, чтобы эти доходы считались релевантными.

    — К нам в Россию не очень хотят ехать сильные легионеры. Если ужесточим на них лимит, не станет ли еще выше ценник на иностранных футболистов?
    — Как раз хороших легионеров по всему миру много, и если в наших клубах будет шесть легионеров и 15 русских, этого вполне достаточно на сезон, — не согласился Карпин. — В ФНЛ и второй лиге можно проводить эксперименты, пусть играют молодые игроки, оттуда будем черпать кадры. Не надо изобретать велосипед. Лично я играл в таллинском «Спорте» по действовавшему тогда регламенту, когда на выезде должен был играть один футболист до 21 года и дома — двое таких игроков. Может быть, без этого условия не было бы того Карпина, которого вы знаете.

    — Искусственное ограничение числа легионеров — это хорошо?
    — Все искусственное — плохо. Вот, например, искусственное дыхание — это разве хорошо? По мне так лимита на легионеров вообще быть не должно. Но это при условии, если иностранные игроки будут покупаться на частные деньги. А деньги государства давайте тратить на местных футболистов.

    Главное — не президент, а его команда

    — В вашу группу входит действующий тренер Сергей Семак. Возможно ли совмещение практической футбольной деятельности и работы в исполкоме?
    — Важно, чтобы в исполкоме находились люди, имеющие практическую деятельность, — подчеркнул Леонченко. — Это большой плюс. Кроме того, мир, в том числе и футбольный, движется вперед, есть возможность использовать видеоконференции. В вопросах, где лучше разбираются профессиональные футболисты и тренеры, именно они должны играть ключевую роль. В других вопросах необходим опыт функционеров.

    — На какой срок рассчитана программа вашего блока?
    — По лимиту на легионеров — до 2018 года. Ведь контракты у иностранных футболистов, как правило, рассчитаны на 3-5 лет, то есть за год-два эту проблему не решить. Разумеется, по другим пунктам сроки могут быть разными.

    — Надо еще смочь претворить эту программу в жизнь, — заметил Карпин. — Попытаться донести ее до членов исполкома, найти там союзников, создать рабочие группы. У нас есть понимание и желание, в каком направлении двигаться.

    — Приведу пример, — это снова Леонченко. — Недавно была создана рабочая группа по анализу перехода на систему «осень-весна». Главное слово здесь — анализ. Так вот, стало очевидно, что нельзя в таком состоянии оставлять второй дивизион. Например, зона «Урал-Поволжье» собирается через пять месяцев, чтобы сыграть четыре матча. И в решении этой проблемы никак нельзя тянуть до 2018 года.

    — Какова в целом позиция вашей группы по системе «осень-весна»?
    — Согласен с Володей: надо все тщательно проанализировать, — сказал Карпин. — Тем более что премьер-лига — это одно, ФНЛ — другое, а второй дивизион — третье. Лично мне кажется, что в премьер-лиге ничего при новой системе не поменялось.

    — Во второй лиге, где очень сложная ситуация, дело не в системе «осень-весна», там вообще надо реформировать весь регламент соревнований, — отметил Леонченко. — Надо заполнять ноябрь, март, но играть негде. Прежнее руководство РФС надеялось, что переход на «осень-весна» подтолкнет регионы к строительству манежей — как выяснилось, не подтолкнул. Вот «Урал» в премьер-лиге играет в манеже, но разве это нормальное решение вопроса? Пока очевиден минус новой системы: если раньше мы могли перенести несколько матчей в интересах сборной или участников еврокубков, то теперь не можем.

    — А вот здесь не соглашусь, — снова завладел словом Карпин. — Считаю, что нельзя переносить матчи ни при каких обстоятельствах, даже если ты вышел в финал Лиги чемпионов. Ни в одном из европейских чемпионатов нет такой практики.

    — Как быть с крымскими клубами? И с играющими в них футболистами? Ведь им нужны российские паспорта, иначе все будут считаться легионерами…
    — Паспортами должны заниматься в МИДе. А мы еще не в исполкоме, чтобы решать такие вопросы. Или что, эти два клуба уже приняты в российский чемпионат?

    — В будущем чувствуете в себе силы стать президентом РФС?
    — Сил не чувствую, а насчет желания пока не знаю, — ответил Карпин. — Сейчас все вилами по воде писано.

    — На мой взгляд, важно не кто президент, а какая у него команда, — добавил Леонченко. — Необходимо консолидировать силы для развития нашего футбол. Ведь футбол — командная игра, поэтому мне ближе такая позиция.

    Москва


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»