Паузу в чемпионате России заполнил «Локомотив». Детективный матч с «Крыльями» в последнем туре всколыхнул и без того немалый интерес к команде. Опубликованное во вторник заявление председателя совета директоров клуба Сергея Липатова о безусловной поддержке руководством Анатолия Бышовца вывело «Локо» в безусловные «ньюсмейкеры» неигровой недели. Дальше – переход Дмитрия Лоськова...
Лоськов – громче
Воистину, по реалиям нынешнего времени все это можно было счесть наилучшей пиар-кампанией, которую проводила, не спросясь, сама жизнь. Если бы не два обстоятельства. Первое: «Локо», в общем-то, в «насильственной рекламе» не нуждается. Бренд, как ни крути. Второе: в пятницу вечером я оказался в числе почти двух десятков журналистов, приглашенных в офис «Транстелекома», где все события прокомментировал сам Сергей Липатов. Председатель совета директоров «Локомотива» был, что называется, в ударе, впервые на моей памяти явился без галстука, не уклонился ни от одной темы – ясно, готовился.
Понятно было заранее, что вопросы пойдут по трем вышеназванным темам: развеселая, синусоидальная (и по результатам тоже) игра «Локо»; Лоськов; Бышовец. При этом Лоськов, как говорится, громче: можно заподозрить конфликт. Для обсуждения итогов сезона вроде еще не время, по Бышовцу позиция изложена уже безо всякого намека на неформальность – эта тема если не закрыта, то отложена.
Минут двадцать я прикидывал, какова вероятность, что подобную встречу мог бы нынче назначить руководитель другого клуба, – и находил ее близкой к нулю. Я слушал, как Липатов подтверждал трансферную сумму два миллиона:
«Мы не думали, много это или мало, нам предложили, мы взяли. Встань вопрос компенсации более жестко – мы могли бы пойти и на «обнуление» контракта: это ж Лоськов, не кто-нибудь. На двухлетний контракт мы не пошли, но то, что Дима – исторический игрок для «Локомотива», никто ж не оспаривает, правда?»
Слушал и думал, что как-то не получается у меня свести все воедино. Все эти темы казались мне близкими, соединенными, красно-зелеными. Но в одну все же не сводились.
Потому что, думал я, упоминание Лоськова и Бышовца в одном предложении – это едва ли не необходимость немедленно определять: кто из них в белом, а кто – в черном. А это неправильно. Потому что взаимоотношения «тренер – игрок» – это только у нас «толковище». А вообще-то, это должна быть вертикаль. Неважно: Ярцев – Мостовой или еще кто…
Разговорное право
Прекрасно зная уже много лет, что зеркало – последнее место, где Анатолий Федорович станет искать виноватого, я должен сказать, что персонально виновных он в этом году ни разу публично не называл. Включая Лоськова. Единовременный «вылет» почти всей обороны разом – данность. А «семь некупленых игроков» – это та самая разговорная малость, на которую должен иметь право любой тренер, работающий на постсоветском пространстве. До прошлогоднего муслинского обещания «полкоманды выставить на трансфер», как говорится, семь верст пехом…
Бышовец выиграл Кубок. И претензии к нему, что «вылетел из нового розыгрыша», резонны, но не должны «накрывать» уже случившийся успех. И так во всем. Суть претензий и баннеров на матче с «Крыльями» по-болельщицки проста: «Локо» не на первом месте.
Можно говорить о сложности характера тренера Бышовца. Но из этого никак не следует, что он один виновен в серии поражений. В том, в чем его обвиняет ряд болельщиков, он точно не виновен. Как сказал бы сатирик, «кассира Сидорова он точно не убивал».
Лоськов – это другая история. В конце минувшей недели коллега Казаков на странице нашей газеты резонно подметил, что взгляды Хиддинка и Бышовца на игроков медленных и возрастных все более совпадают. Мне же не так давно (хотя кому как: это было, когда Семин тренировал сборную) на вопрос:
«Он что, не видит, что Диме все труднее «тащить» лидерскую ношу?» – неизменно отвечал:
«У Семина Лоськов будет играть ВСЕГДА».
А у Бышовца, как выясняется, нет.
Полсезона у Лоськова вышли без забитых мячей. А, как заявил Липатов, на старте сезона с Лоськовым было оговорено, что именно конец первого круга станет временем, когда возможно будет пересмотреть контракт. Ну и как в этой ситуации пересматривать его в сторону увеличения?
Перспектива важнее
Так что были размолвки у Бышовца с Лоськовым или нет – а все равно не совсем это одна и та же история. Так думал я, сидя на пятничной встрече. Когда одна фраза Липатова вдруг уложила все в одну картинку.
«Есть футбол. Есть команда. Есть клуб. Клуб – первичен», – сказал Липатов.
И все «легло».
Кому-то эта картинка нравится, а кому-то нет. «С точки зрения вечности» купол над стадионом в Черкизове, закладка новых полей и стремление модернизировать базу (хоть Баковку имей в виду, хоть ставку на омоложение команды) – первичны. Кто-то должен, даже находясь под прессингом обязательности побед, думать и том, что будет – не завтра, нет, а «послепослезавтра». Это абсолютно не значит, что те, кому эта картинка нравится, правы.
А те, кому не нравится, – нет. Или наоборот. За футбольную составляющую отвечает Бышовец, за перспективу – клуб. Вот что, по-моему, хотел сказать Липатов. И перспектива – важнее.
С уходом Лоськова тот, прежний «Локо» лишился последней из своих суперзвезд начала века. Команда обновилась. Лидеры другие (или те, кому этими лидерами еще предстоит стать)… И Липатов не может не понимать, что попытка «создать систему, работающую в идеале автоматично, кто бы ею ни руководил», пока еще не всегда ложится на русский «рукопожатный» менталитет. И вряд ли будет у всех и до конца популярной. Особенно если не случится вселенских немедленных побед. А они вряд ли будут враз и вселенскими, и немедленными.
И еще он не может не понимать, что вряд ли создание этой системы – дело одного года.