Это похоже на сказку — пройти путь от детского тренера до рулевого лучших клубов страны. Но подождите, ее сюжет только раскручивается и нас ждет еще немало удивительного и прекрасного в этой биографии.
На своих шести сотках я иногда хожу в разных пляжных тапочках. Голубой — на левой ноге, синий — на правой. Это не причуда. Это память...
Летом 1996-го в Волгограде стояла жуткая, но привычная для здешних мест жара. В тот день мы закончили очередной финальный турнир чемпионата ДФЛ. Победила местная «Олимпия». Отмечать триумф президент тогда еще детского клуба Николай Чувальский решил на турбазе за Волгой. Теперь это самое престижное место отдыха города, где в основном оттягивается местная элита и их детки. Тогда же было всего несколько скромных домишек, но зато имелся огромный мангал, который выдавал такие ароматы, что текли слюнки у всей округи.
Добраться на другой берег Волги можно было водным трамвайчиком или же машиной через город Волжский. Но в первом случае надо отстоять длиннющую очередь у кассы, а во втором делать приличный, десятка в три километров крюк, да еще в пробках. Определяющим в выборе стало то, что Николай Николаевич Чувальский как раз приобрел диковинный по тому времени гидромотоцикл, и очень хотел похвастать приобретением. Мы решили потрафить его самолюбию, и проделать путь через широкую в этих местах реку на резиновом «банане», который буксировал мотоцикл. То ли Николай Николаевич был еще седоком малоопытным (хотя, в это с трудом верится, зная, что он окончил мореходку в Одессе), то ли по недосмотру, а скорее всего драйва и экстрима ради, он заложил такой поворот, что «банан» перевернулся. Случилось все на самой середке, на стремнине, где течение как пылесос — вот тогда и понимаешь слова о величии Волги-матушки реки. Все произошло стремительно, я потом очень хвалил себя, что тяжелый рюкзак снял с плечевых лямок еще на берегу. Иначе неизвестно, чем бы закончилось это экстремальное купание. В рюкзаке был подарок, трехлитровая банка меда — приличная тяжесть! Ну, и как бы выглядел этот «поплавок» — я вниз головой, а банка сверху? И без нее долго не мог вскарабкаться снова на «банан». Но, слава богу, рядом были Слуцкий и Саша Лаптев, еще один тренер «Олимпии». Когда мы сошли на берег, оказалось, что, барахтаясь в воде, мы поменялись обувью. Один мой пляжный тапочек был у Лени, а мой у него. Решили, пусть так и останется.
— Когда станешь большим тренером, — сказал я ему, — прибью твой тапок в прихожей, как реликвию...
Ну, что же, пора прибивать. Годы летят быстро. «Олимпия» Лени Слуцкого, как запросто называли тогда 23-летнего паренька, вскоре стала приметной командой не только во втором дивизионе, но и во всем нашем футболе. Она дала российской премьер-лиге Колодина, Адамова, Бурченко, Бочкова, ее воспитанники играют в командах мастеров не только в России, но и на Украине, в Казахстане. Нет в новейшей истории российского футбола другого, кроме Слуцкого, тренера, который бы так стремительно прошел путь от детской до профессиональной команды, да еще такого, чтобы взяв мальчишек с улицы, вывел их до уровня сборной страны. И сумел сохранить с ними самые добрые, самые доверительные отношения до сих пор.
А вот какая чёрная кошка вскоре пробежала между Чувальским и Слуцким я примерно догадываюсь, но что о ней говорить, если конфликт теперь исчерпан. А тогда все мы, знавшие хорошо и Чувальского, и Слуцкого сильно переживали. Понятно, больше за Леонида, которому было объявлено, что результатом выступления его команды
недовольны, но он может остаться в качестве, например, вице-президента или тренера-селекционера. Намекали: побудешь год-другой в тени, глядишь, и вернешься на круги своя (тренерская чехарда станет «фирменной» болезнью «Олимпии»). Но Слуцкий на компромисс не пошел, велика была обида, которую он старался не показывать, да и как он мог бы пристраиваться, если непонятной становилась судьба его отверженных «Олимпией» пацанов?
Заинтересовались этой юной компанией далеко от светского и футбольного города Волгограда аж на Кубани, в станице Полтавская, где тамошний начальник милиции Александр Ефименко был не только известным в округе «Анискиным», но и меценатом футбола. Планы он нарисовал перед Слуцким громадные — сначала играет их станичная команда в чемпионате Краснодарского края, потом на КФК, а там, глядишь, и до команды мастеров рукой подать. Поселили ребят при стадионе, надо сказать для станицы очень приличном. Начались игры. Только в жизни не так все красиво бывает, как на словах. Всего год и продлилась карьера тренера Слуцкого в станице Полтавской. Зато скольких он игроков сохранил для большого футбола — Бурченко, Сахарова, Дутова, Церюту, Максименко, Чикунова… Но прежде чем разбрестись по разным клубам, они всей этой компанией играли под началом Слуцкого в Элисте. В 2002-м там образовалась целая волжская диаспора — директор Шишлов, начальник команды Скачков, тренеры Волгин и Слуцкий. Работалось «в своих стенах» Леониду хорошо, а ребятам игралось в удовольствие. Дубль «Уралана», которым командовал Слуцкий, завоевал серебряные медали чемпионата страны. Поразительный результат, если знать условия Элисты и возможности школ Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда… На фоне вылетевшей из премьер-лиги основной команды дублеры ходили в настоящих лидерах. И когда встал вопрос, кому на будущей год возглавлять команду в первом дивизионе, колебалось руководство республики недолго. Наверное, «Уралан» вернулся бы в элиту уже в том сезоне — состав игроков подобрался, что надо. Но президент Калмыкии, как это уже бывало, к команде вдруг охладел. Потянулось унылое время безденежья, унизительных, прошений, ожиданий и, естественно, поражений...
Ну что было дальше — вы знаете. Мне же не терпится продолжить эту редчайшую по сюжету историю. Поживем — увидим, как она будет развиваться.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №6 (17-23 февраля 2010 года).
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.