В 21 год одаренного воспитанника академии «Зенита» Фабио Капелло включил в состав сборной России на чемпионате мира в Бразилии. И хотя Павел Могилевец не сыграл ни одной минуты, но все равно старт карьеры можно было смело считать удавшимся. Впрочем, назвать Могилевца любимцем Фортуны язык не поворачивался, поскольку мы помним, что после уверенного дебюта в «Зените», в том числе и в Лиге чемпионов, он вынужден был покинуть клуб, отправившись в аренду в «Рубин». Вернулся, казалось, на белом коне, на поверку все оказалось не столь радужным… В июле этого года Павел вновь был арендован, на этот раз «Ростовом». Очень хотел выйти на поле «Петровского», но по условиям арендного соглашения остался вне заявки команды Курбана Бердыева, что, впрочем, не помешало Павлу ответить на вопросы «Спорта День за Днем».
Не хватило агрессии
— Павел, огорчены тем, что не удалось сыграть в Петербурге?
— Да, очень. Я очень стремился сыграть здесь. И теперь расстроен. Увы, не удалось добиться разрешения.
— Чего, на ваш взгляд, не хватило «Ростову» для того, чтобы оказать реальное сопротивление чемпионам России?
— Пожалуй, здоровой спортивной агрессии. Ничего особенного «Зенит» не показал. Хозяева победили за счет исполнительского мастерства, реализовав почти все созданные моменты. Нам стоило действовать поагрессивнее.
— Вас в Ростов приглашал Курбан Бердыев? Как вам работается со знаменитым наставником?
— Да, звал меня Курбан Бекиевич. Работать с ним потрясающе интересно! Каждый день что-то новое, он обращает внимание на такие вещи, о которых прежде мне никто и не говорил. Он акцентирует внимание в том числе и на мелочах.
Все мысли о футболе, а не о зарплате
Бердыев много общается с футболистами индивидуально, беседует и до, и после матчей.
— Бердыев — тренер, уделяющий особое внимание тактике. Вы — универсальный хавбек. Не беседовал ли с вами Курбан Бекиевич, какое место на поле он полагает для вас оптимальным? Вообще индивидуальные беседы тренер «Ростова» проводит?
— Бердыев уделяет внимание тактике, но... не больше, чем, скажем, технической подготовке. Тактикой мы занимаемся три раза в неделю по полчаса. К примеру, Ринат Билялетдинов в «Рубине» уделял тактическим занятиям даже больше внимания. А Бердыев много общается с футболистами индивидуально, его советы всегда полезны. Он часто беседует и до, и после матчей. Мое место на поле зависит от избранной схемы в каждом конкретном матче. Чаще — ближе к атаке, особенно когда играем в три центральных полузащитника. У нас есть Саша Гацкан, опорный хавбек оборонительного плана, но иногда в эту зону тренер отряжает и меня. Повторю, в зависимости от плана на игру.
— «Ростов» недавно грозил забастовкой. Серьезно сказываются на команде задержки зарплаты? Что обещает клубное руководство?
— Вообще неприятная, конечно, ситуация. Неприятно, когда подобное случается. Но, уверяю вас, когда мы выходим на поле, и неважно, тренируемся или проводим календарную встречу, никто об этом не думает и не вспоминает. Все помыслы о футболе. Да и уверены мы, что эта ситуация благополучно разрешится.
Никаких обид
— Как вы устроились в Ростове? Довольны бытом? С кем вы живете на берегах Дона?
— Никаких проблем, устроен я хорошо, район хороший. Живу в Ростове один. Рядом с Денисом Терентьевым и Сосланом Джанаевым. Много общаемся, вместе немало времени проводим. Коллектив в команде очень хороший. В общем, все меня в Ростове устраивает.
Травмировался Витя Файзулин, и нужен был полузащитник с российским паспортом. На всякий случай.
— Когда вы поняли, что в «Зените» оставаться нет смысла?
— Ой, значительно раньше, чем покинул команду. То есть в октябре прошлого года я уже хотел уйти, не люблю я на лавке сидеть. Но тогда меня не отпустил главный тренер. Травмировался Витя Файзулин, и нужен был полузащитник с российским паспортом. На всякий случай.
— Беседовали ли с вами Андре Виллаш-Боаш и представители руководства клуба?
— Виллаш-Боаш беседовал со мной один раз, когда я только вернулся из «Рубина». И накануне, пока я выступал за казанцев. И все. Больше со мной никто не разговаривал.
— Есть обида на Виллаш-Боаша, который активно звал вас из «Рубина», где все отлично складывалось, в «Зенит», но серьезного шанса так и не предоставил?
— Нет, никаких обид нет. Есть осознание того, что в «Зените» не получилось. Но ведь не вернись я тогда в «Зенит», не оказался бы сейчас в «Ростове», а я доволен тем, что играю за эту команду. Сложно гадать, как бы сложилось, останься в «Рубине». Год практически не играл, но и это опыт.
— В любом случае португальский специалист покидает «Зенит» по истечении срока контракта, который уже не хочет продлевать ни одна из сторон. Это шанс для вас? Мечтаете все же заиграть в «Зените», пусть с третьей попытки?
— Честно говоря, я не думаю об этом. Полагаю, мне чего-то не хватало, чтобы заиграть в «Зените», скорее всего, и сейчас не хватает. Я себя чувствовал в команде не вполне комфортно, не играя. И сейчас ни о чем таком даже не думаю.
ЦСКА — фаворит, но «Зенит» поборется
— «Зенит» выиграл у «Ростова», от него же и оторвался. Но лидеру-то по-прежнему уступает восемь очков. Борьба за золотые медали еще не окончена?
— Сейчас ЦСКА — лидер и, на мой взгляд, главный фаворит. У них поставленная командная игра, хорошие футболисты, налаженная ротация. Но «Зенит» за счет высокого мастерства своих лидеров, думаю, тоже поборется за первое место. Я думаю, в этой гонке многое еще впереди, но, если ЦСКА продолжит играть на своем нынешнем уровне, настичь армейцев будет сложно.
Рад за Мишу Кержакова, земляка-кингисеппца, уверенно дебютировавшего в Лиге чемпионов.
— Вас не удивил великолепный старт «Зенита» в Лиге чемпионов? Оцените перспективы питерцев в этом турнире.
— Старт получился отличным! Хочется пожелать команде продолжать в том же духе, преодолеть барьер группового этапа и как можно дальше продвинуться в плей-офф. И я думаю, зенитовцам это вполне по силам. А я очень рад за Мишу Кержакова, земляка-кингисеппца, уверенно дебютировавшего в таком сложнейшем турнире.
Без футбола портится настроение
— Вам никогда не доводилось общаться с Леонидом Слуцким. Фабио Капелло вас очень вовремя заметил. Мечтаете о сборной?
— С Леонидом Викторовичем общаться не доводилось, только поздоровались, когда мы играли с ЦСКА. Конечно, такая мечта остается. Но сейчас все мысли об одном: играть постоянно в основном составе «Ростова», приносить команде пользу, помогать набирать очки и постараться подняться как можно выше в турнирной таблице.
— Вам всего 22 года, вы выступаете в третьей уже команде премьер-лиги, были в составе национальной сборной на чемпионате мира. Согласны ли вы с популярным утверждением, что жизнь — она в полосочку и черную нужно просто переждать?
— В общем согласен. Черная полоса моя пришлась на минувший сезон. Я очень хотел играть и... В Ростове мне это удается, вот и смена полос. Наверное, я где-то недоработал. Где-то не смог предвидеть эту черную полосу, что-то неправильно сделал.
— Вообще, тяжела и неказиста жизнь молодого футболиста? Что такое футбол для вас сегодня — работа, источник существования, борьба, праздник, мечта о больших свершениях?
— Для меня футбол — жизнь. Когда я не играю, у меня портится настроение, это и окружающие замечают. Когда не играешь на протяжении целого сезона, возникает нервное напряжение, даже на близких сказывается. Родные от этого страдают. Футбол для меня — это все! Но, конечно, и борьба, и преодоление трудностей, чему еще и учиться надо. Школа жизни.