Каждые два года в Москве на Лужнецкой набережной д. 8 проходит ритуальное действо — последняя летучка перед отъездом на очередную Олимпиаду.
Главные спортивные чиновники отчитываются друг перед другом за то, что уже невозможно изменить и докладывают об этом журналистам.
В результате такой встречи «на посошок» в прессе появляются лишь коротенькие дежурные отчеты. Мы решили отойти от этой традиции…
Бесплановое хозяйство
За семнадцать дней до начала Игр в Ванкувере, несмотря на жуткий мороз, в ОКР собралось главное спортивное руководство и несколько десятков представителей пишущей и электронной прессы. Первой в повестке дня была коллегия Исполкома. Поэтому в зале заседаний, наряду с президентами федераций и другими спортивными начальниками, появились звезды нашего спорта, ныне государственные чиновники: депутаты Госдумы Ирина Роднина, Владислав Третьяк, Антон Сихарулидзе, Светлана Журова, а также член МОК Александр Попов. О чем в течение полутора часов говорило высокое собрание, доподлинно неизвестно. Журналистов попросили покинуть зал заседаний. Формальный повод: членам Исполкома не хватало мест. Но, скорее всего, чтобы не услышали что-нибудь лишнее. Хотя, накануне обещали дать возможность зафиксировать 15 минут для истории. А разговор, похоже, был интересным, поскольку, когда настало время брифинга, чиновники с неохотой уходили из зала.
Наконец, высшее спортивное руководство страны — президент ОКР Леонид Тягачев и министр спорта, туризма и молодежной политики Виталий Мутко предстали перед журналистами. Леонид Тягачев, как гостеприимный хозяин, уступил первое слово гостю — Виталию Мутко. «Федерациями, Олимпийским комитетом, штабом проделана значительная работа по подготовке к Играм. Решены все организационные и финансовые вопросы. Наши спортсмены централизованно готовились, каждый провел на сборах в среднем до 400 дней на протяжении последних двух лет. Процесс подготовки контролировался. Уделялось внимание антидопинговому, научному сопровождению. Будем участвовать в борьбе за 75 комплектов медалей из 86-и. Мы конкурентоспособны, как минимум, в пяти видах, а это где-то около 50 комплектов медалей» — отрапортовал министр. Никаких цифр по медальному плану и перспективам общего зачета не прозвучало. Впрочем, журналисты этого особенно и не ждали. Еще за пару недель до брифинга чиновники, один за другим, дали понять, что планирование медалей на этот раз не планируется.
Затем слово взял Леонид Тягачев. Сказал, что счастлив полным — буквально с полувзгляда — взаимопониманием с Виталием Мутко, которое сложилось у них, начиная с пекинской Олимпиады. Что у них есть четкое понимание того, что надо еще сделать для спорта, начиная от создания условий для рядового тренера, и заканчивая медицинским обеспечением. Что вся их команда — хороший коллектив и будет решать задачи, поставленные Президентом Дмитрием Медведевым и при огромной поддержке правительства страны, в лице Владимира Путина. А они, как два руководителя, в Ванкувере 24 часа в сутки будут держать руку на пульсе: болеть на трибунах, поддерживать в коллективах и следить, чтобы никто не обидел наших спортсменов и тренеров. «Проживать будем в олимпийской деревне. На тусовках, вы извините, станем появляться редко. Но после достойного выступления, вместе со спортсменами, будем встречаться с вами. У нас немногим более 50-и претендентов на медали» — сказал Тягачев.
Государство раскошелилось
Тему цифровой статистики развил вице-президент ОКР, руководитель нашей делегации в Ванкувере Владимир Васин. «В команду отобралось 175 (спустя два дня добавилось еще двое — «Спорт») спортсменов из 31 региона страны. Среди них 51 заслуженный мастер спорта, 72 мастера спорта международного класса, 41 мастер спорта, 10 кандидатов и даже один перворазрядник. Наибольшее представительство от Москвы — 35 человек. От Московской области — 27, Нижегородской — 11, от Санкт-Петербурга, Башкортостана и Красноярского края — по 9 спортсменов» — со знанием дела и чуть ли не на память доложил Владимир Васин. Из всего вышеперечисленного следует, что география территорий, где мы можем добиваться результата, за последние 2–2,5 года расширилась. «По отдельным видам на выступление в Ванкувере — обнадеживающий прогноз: в биатлоне, лыжных гонках, бобслее, санном спорте и сноуборде. Все обязательства, которые брали на себя министерство и ОКР перед федерациями, выполнены. Только в 2009 году на сборы и участие в соревнованиях было потрачено порядка 450 млн рублей и около 14 млн долларов. Этого вполне хватило, чтобы профинансировать все» — с чувством выполненного долга подвел итог Васин. Это означает, что в предолимпийский год каждый олимпиец обошелся казне, в среднем, в 5 млн рублей. Добавим затраты на весь олимпийский цикл — и получатся огромные деньги. Так что упрекнуть государство в том, что оно что-то не додало спортсменам и тренерам нельзя. Остается посмотреть, какой будет отдача. «Мы отказались от системы планирования медалей. Нет сегодня таких планов. Есть прогноз, который основывается на результатах, которые были показаны на этапах» — под занавес своей речи озвучил позицию спортивного руководства вице-президент ОКР.
Кто обидел Чебурашку?
Действительно, «прогноз» — куда более подходящая формулировка. В отличие от «плана», звучит более обтекаемо и менее категорично. И чиновники, если что, вывели себя из-под удара, и со спортсменов сняли психологическое напряжение. По крайней мере, это по-честному: признаться, что мы уже давно не та супердержава, которая когда-то гремела на мировых стадионах, и могла позволить себе «золотые медальные фантазии».
Леонид Тягачев почему-то выглядел немного грустным и на протяжении всего брифинга беспокойно постукивал пальцами левой руки по столу. Никто его о думах не спросил. А мне было как-то не с руки: свой лимит вопросов я уже исчерпала незадолго до Исполкома. Поговорить удалось на более житейские темы. После пекинских Игр в адрес ОКР высказывалось немало критики по поводу веселого времяпровождения наших спортсменов в «Русском доме». Отсюда и первый вопрос:
— Будут ли какие-нибудь новшества в культурной программе «Русского дома»?
— Вам лучше адресовать этот вопрос к оргкомитету, а конкретно — к Дмитрию Чернышенко, поскольку он нам еще не прислал программу. Могу только сказать, что у сборной будет отдельное помещение для проведения досуга. А вообще спортсмены особенно не нуждаются в «Доме». Им нужен хороший повар, чтобы готовить блюда русской кухни. И грамотно построенные тренировки. И я категорически против того, чтобы они, не окончив выступление, проводили время в ресторане. Мы будем внимательно следить за этим. А вот когда все закончится, спортсмены могут прийти, посидеть, дать красивое интервью.
— Среди болельщиков ходят слухи, что президенту МОК Жаку Рогге не понравился наш талисман — Чебурашка. Сказал: «Слишком уши торчат…»
— Я такого не слышал, — удивился Тягачев. — Он с удовольствием принимал в подарок наших Чебурашек. И он, и его супруга.
— Будет ли в Спасо-Влахернском монастыре, восстановлением которого занимается ваша супруга, проводиться литургия за сборную Россию?
— Вообще-то все монастыри будут молиться за сборную России, — улыбнулся Тягачев. — А на Игры с нами поедет настоятель Третьяковского храма — отец Николай.
Не в деньгах счастье
Одной из самых ожидаемых тем на брифинге была, конечно же, «призовая». На вопрос о вознаграждении Виталий Мутко абсолютно искренне ответил: «Могу ответственно заявить, что для наших спортсменов главное — не призовые, а выступить достойно за свою страну». Эти слова у многих присутствующих вызвали улыбку. Особенно, после того, как были озвучены реальные цифры. «За каждую золотую медаль, — продолжил Виталий Леонтьевич, — правительство выплатит 100 тысяч евро, за серебро — 60, за бронзу — 40 в рублевом эквиваленте. Фонд олимпийцев выделит поощрение в виде автомобиля. Ведущие федерации — биатлон, конькобежный спорт — определили премиальные от 50 до 100 тысяч долларов. Плюс — регионы установили свои призовые». То есть, российские чемпионы, как всегда, заработают в несколько раз больше своих зарубежных коллег. Но, может быть, это и не так плохо. В конце концов, сегодня патриотизм и деньги гармонично дополняют друг друга. В заключении министр обратился к журналистам с просьбой: быть профессиональнее в своей работе и не «казнить» спортсменов за неудачное выступление.
Леонид Тягачев, как обычно, тепло попрощался с прессой: «Спасибо вам большое. Мы с вами, уважаемые коллеги, будем делать все, чтобы помочь нашим спортсменам успешно выступить. Конечно, не все будет зависеть от нас. Поэтому их удача и ваша молитва нам пригодятся».
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №5 (10-16 февраля 2010 года).
Использование материалов еженедельника «Спорт день за днем» без разрешения редакции запрещено.