Cкатившись в подвал Евролиги, ЦСКА впервые в постсоветской эпохе уволил тренера по ходу сезона. Не проработав в Москве и полугода, Душко Вуйошевич так и не смог избавиться от ярлыка «домашнего» тренера, который не готов давать результат в зарубежном суперклубе.
25 июня Душко Вуйошевич был назначен новым главным тренером ЦСКА, а 25 ноября его отправили в отставку. Оба эти решения дались Андрею Ватутину непросто, но оба были правильными. Минувшим летом многие не поняли, почему президент армейского клуба решил расстаться с добывшим бронзу Евролиги Евгением Пашутиным, но на пороге нового витка в эволюционном развитии команды ее будущее виделось Ватутину под началом другого специалиста.
Кандидатура Вуйошевича выглядела идеальной: лучший клубный тренер Европы двух последних лет (стать дважды подряд лауреатом приза Александра Гомельского черногорцу не позволила лишь политкорректность коллег по цеху, «по инерции» отдавших в этом году предпочтение наставнику чемпионской «Барселоны» Хавьеру Паскуалю), великолепный специалист по работе с молодыми игроками, непререкаемый авторитет среди подопечных и настоящий волшебник в деле строительства команд в условиях ограниченных финансовых возможностей. Все правильно, все верно.
То, что было неправильно, как раз и уместилось в те 154 дня, разделившие назначение и отставку. Недооценив языковой барьер, новый рулевой ЦСКА в качестве ретранслятора собственных тренерских идей полностью положился на помощника, что в итоге и привело к своего рода отчуждению от команды. Глубоко уверен, что цену этого просчета теперь хорошо понимает и сам наставник, а ведь за два с половиной летних месяца до сбора армейцев в Словении у заядлого книголюба Вуйошевича был отличный шанс овладеть парой сотен русских слов и фраз, которые здорово помогли бы ему как в адаптации в новой среде, так и непосредственно в работе с игроками. Ведь в той же Италии Дуле не работал с 1998 года, но на языке Петрарки и Данте и по сей день изъясняется прекрасно, в чем можно было убедиться и в одном из предсезонных интервью официальному сайту Евролиги. Увы, в Москве проблему донесения мыслей до игроков на незнакомых ему русском и английском языках тренер проигнорировал.
Против совмещения Вуйошевичем постов в клубе и сборной Черногории на Ленинградском проспекте не возражали, но задача добыть с Пековичем & Co путевку на литовский Евробаскет-2011 не позволила тренеру присоединиться к ЦСКА раньше начала сентября. В контрольных играх ничто не предвещало беды, и за месяц до начала сезона Вуйошевич вписал навсегда свое имя в историю баскетбола как наставник первой европейской команды, обыгравшей клуб НБА на его площадке. Кроме победы над «Кавальерс», с именем Вуйошевича в армейском клубе теперь будет ассоциироваться и первый триумф в Куке Гомельского, который до этого не смогли завоевать Мессина с Пашутиным.
А еще Дуле запомнят по редчайшему невезению: за все время пребывания на посту главного тренера армейцев он ни разу не имел в распоряжении всех игроков и почти постоянно терял кого-то из лидеров. Вот дали бы тому же Паскуалю порулить командой без лучших центрового (Каун) и разыгрывающего (Холден) страны, а также лучшего обороняющегося игрока Европы (Хряпа) и обладателя самого высокого баскетбольного IQ (Шишкаускас) – любопытно, что бы он придумал… Можно долго говорить о селекционных просчетах, но если таковые и были, то лишь один: не был приобретен чистый первый номер на смену Холдену. Сколь бы увлекательно ни звучал термин combo guard (баскетболист, обладающий качествами как разыгрывающего, так и атакующего защитника. – C), попытки заставить Джамонта Гордона и Сергея Быкова исполнять кроме снайперских и функции плеймейкера вредят и команде, и им самим. Не их это роль, и форсированное использование Вуйошевичем на «единичке» Шведа (с чем Алексей моментами справлялся прекрасно) можно толковать по-разному, как подтягиванием к основе молодежи, так и отсутствием настоящего выбора на этой позиции.
А критикам селекции, тычущим пальцем в долговязого Марьяновича, несмотря на многократные объяснения Ватутина, можно лишь порекомендовать проверить слух: 22-летний парень приобретался под роль ТРЕТЬЕГО центрового, что называется (вот уж каламбур), «на вырост»…
Вот и получилось, что в условиях жуткого цейтнота на строительство команды, эпидемии травм и непонимания команды в буквальном смысле слова Вуйошевич из сентябрьского «покорителя Америки» через два месяца превратился в антигероя, отставки которого уже просто жаждала большая часть армейских фанатов.
В итоге она ее дождалась, и Москва уже не увидит настоящего Дуле. Того, который в котле задымленного «Пионира» в белой рубашке навыпуск взмахом руки приводил в экстаз многотысячную толпу, и одним испепеляющим взглядом давал понять отошедшему от установки игроку, что в тайм-ауте будет «мужской разговор». Того, что в порыве страсти наговаривал ТАКОГО судьям, свистевшим «черт знает что», а в перерывах костерил всю пятерку, перекрикивая даже гул людского моря в черно-белом.
В Белграде безбородые сербские птенцы заглядывали ему в рот и впитывали каждое слово, в Москве же глыбы с «грудью в крестах», прошедшие «террор» Этторе и Дуды, равнодушно слушали… переводчика. Эта неожиданная метаморфоза сродни истории про доктора Джекила и мистера Хайда: бушующий, темпераментный вулкан в человеческом обличье, извергающий лаву в сторону арбитров, игроков и кого бы то ни было, вдруг превратился в отрешенного наблюдателя, памятником стоящего у боковой со скрещенными на груди руками.
Так долго продолжаться не могло – в ситуации, когда результат нужен здесь и сейчас, а пресс ожиданий давит стопудовой гирей, отставка была неотвратима. В итоге Дуле элементарно не хватило времени, чтобы явить нам того тренера, который минувшей весной выскочил из-за мощной спины израильского гранда и незваным гостем явился на Елисейские поля, украсив вместе с командой парижский «Финал четырех».
Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Вуйошевич делал и верил в то, что делал, но не получилось. Давайте не кидать в него камень за это.