Оттава – город скучный. Основу населения самого маленького из энхаэловских городов составляют бюрократы и научные работники с программистами. Далеко не фанатская демография. Однако выход «Сенаторов» в финал Кубка Стэнли разбудил хоккейного монстра, который скрывался под маской спокойствия в небольшом городке. Празднование победы в Восточной конференции затянулось на несколько дней, бары и пивоварни сорвали колоссальный куш и их хозяева потирали руки в предвкушении финальных матчей, за которыми в Оттаве не следят только младенцы и больные в состоянии комы.
Тем не менее, когда за несколько дней до начала финала я прилетел в Оттаву, то в аэропорту о предстоящих играх напоминали лишь помятый транспарант в фойе да новые футболки с оптимистическими лозунгами типа: «Я верю!» или «Верните Кубок в Канаду!», которые завезли в сувенирные магазины. Впрочем, продавщица, развешивавшая товар, горевала лишь по поводу того, что маек завезли мало. Как выясняется, футболки, кепки, шлепанцы, ползунки – любые предметы с символикой команды сметают с полок, как шампанское под Новый год.
Чем ближе к центру города, тем чаще бросаются в глаза многочисленные знаки хоккейной лихорадки – машины с флагами «Сенаторз», эмблемы клуба в витринах магазинов и окнах домов, флаги команды, которые сменили государственные на каждом втором здании в центре города.
По рассказам очевидцев, народного гуляния, подобного тому, что случилось, когда команда вышла в финал, город не знал уже давно. Даунтаун гудел (в прямом и переносном смысле) всю ночь, а на следующий день в центре Оттавы прошел многотысячный митинг в поддержку команды. Билеты на финальные матчи разлетелись за считаные минуты, а предусмотрительные фанаты десятками ночевали перед дверями касс на тротуаре, чтобы гарантировать себе заветные квитки. Стоили билеты недешево – от $120 за стоячие (!) места на галерке до $425 на нижний ярус.
Правда, не все в Канаде разделяют энтузиазм жителей столицы. Трансляции игр из Оттавы пока недобирают рейтингов по сравнению с прошлогодними играми плей-офф. Причина в том, что многие болельщики самой популярной команды страны – «Торонто» – болеть за соседей по провинции Онтарио не собираются. Соперничество команд в последние годы приобретает характер настоящего дерби. Никто в Торонто не забыл грязный силовой прием, что применил Даниэль Альфредссон, травмировав своего соотечественника, капитана «Кленовых листьев» Матса Сундина в одной из игр плей-офф.
Торонтская радиостанция «Фан» выразила настроение масс, проведя акцию под названием «Кто угодно, только не Оттава», в которой радиослушатели объясняли, почему они не будут болеть за столичную команду. Представители «Сенаторов» отомстили радиостанции несколько по-советски, отказав журналистам в интервью. Впрочем, через несколько дней руководство «Оттавы» одумалось и долго извинялось за непрофессионализм. Однако это, как и открытое письмо владельца «Сенаторз» Юджина Мельника к болельщикам «Торонто» с просьбой о поддержке, напечатанное в местных газетах, вряд ли изменит ситуацию. Да и столичным фанатам на мнение своих соседей глубоко наплевать. Единственная футболка без эмблемы «Сенаторов» в спортивном магазине в центре «Оттавы» лаконично гласила – «“Листья” – дерьмо». По словам продавца, расходятся такие майки не хуже символики «Сенаторз». Возможность утереть нос ненавистному «Торонто» радует местных фанатов не меньше, чем само участие в финале Кубка Стэнли.
По приезде в Оттаву я спросил у таксиста, который вез меня из аэропорта, болеет ли он за «Сенаторов». «Попробуй не болеть, без клиентов останешься», – вздохнул усталый водитель-индус, который, похоже, проклял тот день, когда местный клуб вышел в финал и, кроме хоккея, тем для разговоров в городе не осталось.
Оттава – Торонто