Если раньше фамилии тренеров из Восточной Европы и с Балкан то и дело мелькали в выпусках новостей, то теперь о них ни слуху ни духу. «Спорт день за днем» решил выяснить, что это: временное явление или долгосрочный тренд.
20 лет назад Любко Петрович с «Црвеной Звездой» обыгрывал в финале Кубка чемпионов «Марсель». 15 лет назад Зденек Земан пугал Италию своим необузданным «Лацио», не признававшим ничего иного, кроме бесконечной атаки. Чуть меньше десяти лет прошло с тех пор, как «Зенит», запутавшийся в доморощенных тренерах, призвал на помощь Властимила Петржелу, «отменившего визы» в Россию для иностранных специалистов. После прилива, как известно, следует отлив: сейчас вы не найдете тренеров из Восточной Европы и с Балкан, которые работали бы не только в ведущих лигах Европы, но и в клубах Голландии, Шотландии, Бельгии, Португалии, Австрии или Турции. Босниец Мехмет Баждаревич, руководящий «Сошо», такой же штрих, подчеркивающий безысходность, как уборщица в халате и с ведром, неизменно появляющаяся в самых помпезных и дорогих российских увеселительных заведениях.
Каждый в своем соку
Ни для кого не секрет, что восточноевропейская душа восторженно-нелепа, как фильмы Кустурицы. Даже не слишком утрируя действительность, все равно понятно – далекое от западного подсознание жителей канувшего в небытие Варшавского блока настолько непредсказуемо и иррационально, что ни в какую четкую систему его не уложить. И оттого, спустя десяток лет после завершения распада шаткого союза республик, после оседания осадка, вызванного бурями и массовыми переселениями народов, все возвращается на круги своя. Запад отдает предпочтение мозгам западным, оставляя Востоку шанс либо на чудо, либо предоставляя ему возможность вариться в собственном соку. Тем более что в соку этом аборигены чувствуют себя не так уж и плохо.
Возглавляющий ныне скромную «Пескару» 64-летний чех Зденек Земан, по сей день не расстающийся с плащами бежевого цвета, являет собой чистейший пример того, как важна удача, пусть и замешанная на горе и преступлениях, в судьбе выходца из соцлагеря. В 1968 году Земан, горячо влюбленный в футбол, отправился в Палермо навестить своего дядю, Честмира Вицпалка, бывшего игрока и тренера «Ювентуса». В это время в Прагу вошли советские танки, и Земан решил на родину не возвращаться. На Сицилии он нашел себе жену, а через несколько лет получил гражданство. Далее воспитатель Павла Недведа занялся адаптацией к новому миру, что в Италии было сделать, объективности ради, легче, чем если бы дядя Земана жил, скажем, в Голландии.
Кстати, о Голландии. Никто лучше голландских тренеров не занимается продвижением собственного бренда. Никто громче них не поет о тактике 4–3–3, которую придумал, конечно же, праотец датского происхождения. Однако именно Земана в Италии до сих пор вспоминают как апологета этой системы, человека, умеющего выжать максимум из этой расстановки. Помимо всего прочего, Земан известен еще и скверным скандальным характером, но чех заслужил право быть капризным. В конце концов, он сумел войти в историю.
Есть другой пример. Мирча Луческу никогда не был успешен в Италии, однако его имя там тоже вспоминают часто. Самое главное, донецкий Мистер всегда имел хорошего агента, а в «Шахтере» обаял великого и ужасного РЛА так, что даже в самые черные дни шеф Донбасса не помышлял об увольнении тренера.
Но если господин Ахметов, как говорит Татьяна Анатольевна Тарасова, может все, то клонов себе он еще делать не научился. В чемпионатах Западной Европы отказываются от тренеров с Востока все более категорически, и изменить эту ситуацию в ближайшее время, похоже, не может ничто. Одна из очевидных причин: считается, что любой специалист из Восточной Европы тащит за собой шлейф из агентов-соотечественников, умеющих извлекать выгоду из обостренного чувства родства, свойственного, полагаю, всем нам. Кто бывал на тренировках российских команд, возглавляемых тренерами с Балкан, в зимнее межсезонье, не даст соврать, как много разных личностей в кожаных куртках и с особо умудренными жизнью взглядами трется вокруг тренировочного поля.
Зачем, спрашивается, французам или немцам пускать в свой огород незваных гостей, когда и для своих в нем становится тесновато? Особенно после дела судьи Хойцера, к примеру. Или после того, как вскрылись неприглядные факты о влиянии хорватской мафии на дела клуба «Энерги» из немецкого Котбуса. Не стоит забывать и о том, что далеко не все восточноевропейские специалисты ночами не спят из-за своей невостребованности. Даже, я бы сказал, этого точно никто не делает, поскольку есть Азия с ее несметными богатствами и, бывает, весьма поверхностной идентификацией принимаемых на работу кадров.
Возвращение к истокам
Менталитет, наиболее приближенный к западному, из всех восточноевропейских народов, пожалуй, у чехов. Их тренеры трудолюбивы, умеют слушать и запоминать, не склонны к тому, чтобы урвать и убежать, сверкая пятками, пусть без исключений и здесь не обойдется. Но чехи впадают в другую крайность: они стараются точно придерживаться западных методик, а копии, даже если они не хуже оригинала, все равно остаются копиями. Чешские специалисты все реже оказываются востребованными за рубежом. Последнюю славу стране за рубежом принес в 2010 году Витезслав Лавичка, выигравший чемпионат Австралии с «Сиднеем». После этого уровень А-лиги за каких-то два года стремительно вырос, а модными, как ведется, стали тренеры… из Голландии.
Ярослав Гжебик, умнейший, образованнейший специалист, не смог принести пользу московскому «Динамо» из-за того, что не умел выражать мысли человеческим языком, а позже по той же причине провалился в «Спарте», когда Томаш Ржепка и Карел Поборски не пожелали, чтобы их учили жизни заумными фразами. Властимил Петржела слишком впитал в себя дух России, которую, кстати, любит и до сих пор, точно так же, как и Владимир Вайсс. При этом чехи, надо сказать, не унывают: с удовольствием жалуясь на жизнь (это национальное, никуда не денешься), они решили сосредоточиться на своем футболе и поднять на ноги то, что упало было после схода со сцены поколения Недведа. Сейчас тот же Гжебик не считает зазорным работать с юношескими сборными, помогая растить талантливых футболистов.
Почему за рубежом нет русских тренеров, мы, пожалуй, и так понимаем. Мало хотеть учиться, совершенствоваться, читать книги и моделировать свое поведение под современные параметры (это, к примеру, относится к Леониду Слуцкому). Для того чтобы работать за рубежом, нужно изжить в себе хотя бы наполовину национальные черты, а это пока что никому из тренеров не надо, не столь важно, хорошо это или плохо. Ну а раз сложилась столь выгодная для всех ситуация, в ближайшее время потока тренеров с Востока на Запад ожидать точно не придется. Сверчки останутся на своих шестках.
Пока же обладатель Кубка чемпионов Любко Петрович возглавил «Тараз» из Казахстана, опередив ряд претендентов из Западной Европы. Тоже достижение, на то и старая школа.