Работа тренера — постоянный стресс. Если нет результата — кто первым попадает под раздачу? Естественно наставник. Почему-то считается, что смена рулевого — лучший способ встряхнуть команду. Некоторые команды потом долгое время так и продолжает трясти. Существуют, конечно, «долгожители» наподобие Арсена Венгера в «Арсенале» или Алекса Фергюсона в «Манчестер Юнайтед», но есть и обратные примеры: посчитайте, например, сколько тренеров поменялось за последние годы в мадридском «Реале». Никто ведь не удивится, если Хуанде Рамосу по окончании сезона укажут на дверь. «Сливочные» вряд ли выиграют чемпионат, в очередной раз не попали в четвертьфинал Лиги чемпионов — какие еще нужны аргументы…
В России тренерские отставки по ходу первенства — дело обычное. Разумеется, их сопровождает разный антураж, но в целом алгоритм аналогичен европейскому. Разумеется, два тура — не та дистанция, после которой можно судить, над кем навис дамоклов меч увольнения.
Юрген Ребер со своим «Сатурном» — единственный, кому не удалось набрать на старте ни одного очка, но кто скажет, что немец сейчас гораздо ближе к тому, чтобы сложить полномочия, чем кто-то из его 15 коллег по премьер-лиге. Три-четыре неудачи подряд способны расшатать любое кресло.
Нежданные и предсказанные
Впрочем, не стоит утрировать. Бывают отставки, о которых начинают говорить как о свершившемся факте едва ли не в день назначения на должность. Вспомним ситуацию, сложившуюся в «Локомотиве» в 2007-м. «Два медведя не уживутся в одной берлоге», — вещала пресса, имея в виду странное решение РЖД сделать Юрия Семина президентом клуба, а Анатолия Бышовца — главным тренером. Несмотря на то что Анатолия Федоровича «увольняли» каждый день, до конца сезона он все же доработал.
Точно так же доработал в прошлом году и Олег Блохин, которого пресса тоже не очень жаловала. Многие журналисты до сих пор с содроганием вспоминают пресс-конференции, на которых «зажигал» Олег Владимирович, однако руководство клуба так и не сделало оргвыводов до окончания чемпионата. Бывает же, наоборот, ничто вроде бы не предвещает отставки, а она происходит. Так, Сергей Оборин, стоявший у истоков создания «Амкара», прошедший со своим детищем через огонь, воду и медные трубы, в середине 2006-го оставил свой пост. Следующий сезон Сергей Григорьевич начинал во главе «Крыльев Советов», но и здесь по большому счету у него не сложилось — 12-е место после 20 туров на берегах Волги сочли неудовлетворительным результатом.
Но всем одинаково хочется
А сколько бывает случаев, когда шило меняется на мыло или, еще хуже, на совершенно бесполезный предмет. Что, например, выгадал «Луч-Энергия», отказавшись от услуг Сергея Павлова в пользу Зорана Вулича? Вот ведь анекдот: хорват спустя несколько месяцев рассказал о том, что, получив приглашение, перепутал на географической карте Владивосток с Владикавказом, а потому не ожидал, что ему полжизни придется проводить в самолете. Впрочем, когда Вулич уходил, дальневосточники располагались на спасительной 14-й строке. Так что тренер имеет формальное право сказать, что не он утопил команду.
К неожиданным отставкам можно отнести отстранение Славолюба Муслина от управления «Локомотивом» в 2006-м, которое произошло за семь туров до финиша. Команда тогда шла на втором месте и не потеряла шансов выиграть национальное первенство. Формальным поводом для расставания послужил провал в двухраундовом противостоянии в Кубке УЕФА с полупрофессиональным бельгийским «Зюльте-Варегемом». Серб потом вернулся в «Химки», но снова был уволен — уже после пятого тура Муслин открыл список тренеров, от услуг которых отказались в сезоне-2008.
Прошлый год вообще был богат на рокировки. Сергей Юран, например, потерял работу и в «Шиннике», который вывел в премьер-лигу, и в «Химках», которые спас от вылета. Валерий Петраков, с чьим именем ассоциировалась «Томь», получил расчет еще до европейского чемпионата, хотя томичи в тот момент выступали не хуже и не лучше, чем в прежние годы, — шли одиннадцатыми.
Работать, а не морочиться
Странные метаморфозы произошли с «Сатурном». Приняв разваливавшихся «инопланетян» у Владимира Вайсса в середине 2007-го, Гаджи Гаджиев поднял команду на рекордно высокое пятое место, благодаря чему был признан лучшим тренером года. Однако недолго музыка играла — в новом сезоне между главным тренером и руководством клуба возникли трения. Уходил Гаджи Муслимович, когда «Сатурн» замыкал табель о рангах.
В последние три года не обходится без смены тренера «Спартак». Каждый раз — посреди сезона. С оглушительным скандалом покинул стан красно-белых Александр Старков, следом не у дел оказался Владимир Федотов, а в прошлом сезоне — Станислав Черчесов. Пополнит ли эту портретную галерею Микаэль Лаудруп, можно только гадать.
Еще одна уникальная веха года минувшего — заранее объявленная отставка. Валерий Газзаев еще летом объявил о том, что доработает с командой до окончания сезона. Было много разговоров о том, что Валерий Георгиевич, несмотря на данное обещание, останется, но он ушел, оставив после себя «команду в золотой обертке».
Нынешнее первенство только набирает разбег. Статистика утверждает, что обычно первые суровые кадровые решения по тренерам принимаются после 5–6-го туров. Поживем — увидим, но в том, что кто-то из наставников top-16 в 2009-м расстанется с работой, можно не сомневаться. По-другому просто не бывает…