Когда на российские экраны вышел американский фильм «Тоня против всех», буквально в тот же день витрины наших кинотеатров заполонили афиши российской кинокартины «Лед», также посвященной фигурному катанию. Выглядело это как реклама компенсации. Мол, если не понравится американская «Тоня», скоро вас утешат отечественной кинопродукцией на ту же тему. Проецирование одного фильма на другой вызвало смутное воспоминание. Нечто подобное мы уже видели.
Размышления привели к «Легенде N 17» (2012), вызвавшей мгновенные ассоциации с другим хоккейным фильмом — «Мираж на льду» (США, 2004). В нем рассказывается о том, как американцы обыграли нас в хоккей на Олимпиаде в Лэйк-Плэсиде. В «Легенду» даже целая сцена перекочевала из «Миража», когда тренер Херб Брукс начал выяснять у своих подопечных, за какую команду они играют. И мучил их до тех пор, пока они не назвали сборную своей страны. В «Легенде» тем же самым занимается Анатолий Тарасов.
Другими словами, в случае с двумя хоккейными «фильмами-близнецами» мы имеем дело с хорошо известной ситуацией quid pro quo (лат. «то за это»). Они нам — про их победу, а мы — про нашу над ними.
Со времени выхода в прокат «Легенды N 17» прошло 6 лет, но теперь наши дистрибьюторы решили ускорить сближение двух «одинаковых» фильмов.
«Тоня против всех» вышла на экраны Америки 8 декабря, но у нас ее решили попридержать до Олимпиады. Точнее, до встречи со «Льдом». Как вы думаете, какая из этих картин окажется более посещаемой? Понятно, какая.
Оставим на совести наших прокатчиков присвоение фильму «Тоня против всех» такого названия. Тут уж переводом и не пахнет. Здесь идет речь о продвижении к российскому зрителю. Ну, не пойдет он на какую-то там “I, Tonya” («Я, Тоня»), а вот на «Тоню против всех» побежит. Да еще как!
Но ведь никто никуда не побежал, и «Тоня против всех» довольствовалась очень скромной кассой, как и большинство ее американских спортивных сородичей. Что ж, очень жаль, так как «Тоня» оказалась не просто хорошим фильмом, подробно и обстоятельно рассказавшим о грехопадении знаменитой американской фигуристки, но и фильмом-расследованием. Опираясь на факты, и не искажая их «во имя интересов зрителей», авторы «Тони против всех» создали художественный документ или киноверсию событий, имевших место в действительности. В итоге такую трактовку принимают даже маститые историки спорта.
Примечательно, что наше знакомство с «Тоней» происходит в России на фоне продолжающегося проката баскетбольного фильма «Движение вверх». И теперь самое время сопоставить два основных метода, использованных киносценаристами. Одни поступили с фактами, как посчитали нужным, другие использовали факты в качестве строительного материала для своей версии громкого уголовного дела. Интересно, кто из них более матери-истории ценен? Выбирайте.