Обозреватель «Спорта День за Днем» внимательно смотрел «Северо-Западное» дерби и обнаружил бывших и будущих игроков «Зенита».
Доморощенный петербургский «шкет»
Ох, не о таком «красивом возвращении на родной «Петровский» мечтал воспитанник колпинского футбола, обладатель бронзовой зенитовской медали аж в 2001 году Максим Астафьев! Нет, я не забыл, что Малая Колпинская ракета (как Макса в начале текущего столетия прозвали с поправкой на сумасшедшую быстроту другого невысокого колпинского форварда, более популярного на тот момент) за эти полтора десятилетия неоднократно приезжала домой сражаться с родным «Зенитом» — то в составе «Луча-Энергии», то в форме «Сибири». Помню даже, что в обоих случаях Астафьев, обычно совсем не грубый и не злой игрок, получил по «горчичнику» — от переизбытка понятных всем эмоций… Но такой торжественной возможности напомнить о себе трибунам «Петровского» ему еще не предоставлялось. В рамках спешно придуманного для встречи впервые сведенных вместе на футбольном поле «Зенита» и «Тосно» термина «Невское дерби» для почти 33-летнего ветерана Астафьева даже «освободили» капитанскую повязку: ее любезно уступил Максиму его одногодок Андрей Бочков, номинальный капитан, оставшийся в запасе и вышедший поиграть в футбол только на 73-й минуте, когда никакого футбола на поле в потерявшей всякий смысл игре уже не было. Но и самого Астафьева к тому моменту на поле уже не было: только на самых первых минутах он доказал, что фирменного взрывного рывка он с годами вовсе не утратил. Но у Юрия Лодыгина в этот вечер были веские причины для того, чтобы ничего не пропускать в зенитовские ворота — и победа в дуэли осталась за голкипером. Утратив великолепный шанс забить, Астафьев, и без того невысокий, как-то сжался еще больше, заметно сник — и вскоре уже растворился в бесформенной массе людей в бело-черной спортивной форме, которые в присутствии важных персон из правительства Ленобласти столь неумело попытались принять участие в пресловутом «Невском дерби». Право, не хочется сыпать соль на раны болельщиков ФК «Тосно», но акробатический голевой прыжок Акселя Витселя в беспомощном окружении пяти столбом стоящих «опекунов» — это что-то с чем-то…
А тихо замененному на 66-й минуте экс-зенитовцу Астафьеву нынешний главный тренер «Зенита», сам того не подозревая, еще и нанес обидный щелчок по самолюбию. Буквально двумя минутами ранее Андре Виллаш-Боаш выпустил на правый край зенитовской атаки (та самая, памятная для Максима игровая позиция) очередного доморощенного петербургского «шкета». Вовсе не хочу этим определением обидеть перспективного нападающего Никиту Андреева, дебютировавшего в основном составе «Зенита» ровно за пять дней до своего 18-летия (уже достижение!). Но что поделать, если тот же Астафьев в период собственного дебюта за «Зенит» весил всего 65 кг, а Андреев весит и того меньше — только 59?! Сомневаюсь, что в других клубах РФПЛ найдется еще хоть один форвард из этой же «наилегчайшей» весовой категории…
«Перегоревший» Смирнов
Первый блин, в принципе, у Никиты комом не вышел. Тренер Андре строго наказал новичку Андрееву «ничего на поле не придумывать». Он и не придумывал: старался получше открыться на фланге, получить мяч, обработать его и навесить в штрафную. До собственных ударов по воротам в исполнении Андреева дело пока не дошло, и лавры крепыша Олега Саленко (который забил свой первый мяч за «Зенит» в 16 лет и 4 месяца!!!) ему пока совсем не по худенькому плечу. Но футбольный характер у Никиты тоже имеется: выпускник зенитовской Академии, сменивший за годы футбольной учебы в ней с полдюжины тренеров команды 1997 года рождения (от уже ушедшего из жизни Альберта Дзугурова до Александра Низелика) подтвердил это в минувшем январе, ярко отыграв за юношескую сборную Санкт-Петербурга на Мемориале Гранаткина. Там, на ковре СКК, Андреев наглядно доказал, что умеет и «придумывать», и финтить, и забивать. Вот только силенок на все 90 игровых минут ему явно не хватало… Ну да немножко подкачается еще, будем надеяться, под присмотром зенитовских специалистов по ОФП! Такой подарок, какой парень получил ко дню рождения от Виллаш-Боаша, — лучший стимул для дальнейшей тренировочной «пахоты».
Ну и, заканчивая тему «бывших» и «будущих» игроков «Зенита», не оставим без внимания центрального защитника «Тосно» Михаила Смирнова. Это ведь тот самый Смирнов, который проиграл в свое время конкуренцию за место в зенитовской «молодежке». А чуть позже, играя уже в молодежном составе «Амкара», Смирнов умудрился отметить свой приезд в родной Питер с новой командой не только забитым мячом, но и безобразным поступком: подбежав к Анатолию Давыдову, он показал и уважаемому тренеру и всей зенитовской скамейке … средние пальцы на обеих руках одновременно! Ныне Смирнову уже 25, он обзавелся солидным опытом, до «Тосно» поиграв не только за «Амкар», но и за «Нефтехимик», но давнее уже свое расставание с «Зенитом» не забыл наверняка. И потому эта кубковая игра была для него столь же особой, что и для Астафьева. Но… Слово «перегорел», мрачно употребленное после матча поникшим наставником «Тосно» (восьмым по счету за два года существования клуба!) Дмитрием Парфеновым, относится к Смирнову точно так же, как и ко всем его партнерам в столь злополучном для тосненцев в матче. Единственный момент в игре, когда Смирнов вышел на первый план — это заварушка между футболистами на 85-й минуте, по итогам которой бывший зенитовец получил желтую карточку. Точь-в-точь как когда-то Астафьев…