Прованс — опасное место. Сам на пути из Лиона сходу не замечаешь, как появляются сиреневые поля лаванды, а затем кусочки выжженной земли с кипарисами, торчащими, словно ножи в фильмах Родригеса и Тарантино. Автомобиль постепенно раскаляется под палящим солнцем, кондиционер медленно, но сдает позиции, и к тому моменту, как на горизонте появляется гора Сен Виктуар, которую писали еще Сезанн и Ван Гог, ты уже сам готов сойти с ума. Плюс 34 и сильный теплый ветер — то, что заставляло Ван Гога создавать шедевры и жертвовать ради них собственным здоровьем.
Заметки Ги Ру
Марсель — раскаленная сковородка, пошкворчать на которой отправилась, кажется, вся Франция и еще половина Германии. Трехполосное шоссе заполнено автомобилями так, что уютно пристроиться в свой ряд и придерживаться одной скорости невозможно. «Если наши играют в Марселе — это настоящее событие. На Сен-Дени другая атмосфера, более театральная. «Велодром» же заставляет наших стрелять даже без патронов», — рассказали болельщики на одной из заправок.
Французы много чего говорят. Например, многие из них с пионерским воодушевлением встретили новости о потерях сборной Германии, а Басти Швайнштайгера прямо мечтали увидеть в стартовом составе: «Ты видел его с Италией? Старый и медленный! Мы выиграем, если он выйдет на поле!». Хозяева были разогреты донельзя. Марсельский аэрогриль заставил их традиционно вспоминать севильский зной 1982-го, эйфорию от прекрасной игры и опустошение после проигрыша в серии пенальти. И, конечно, столкновение Шумахер — Баттистон…
Накануне вечером Йоахим Лев свой щедрый жест сделал: объявил, что Швайнштайгер восстановился и полностью готов к игре. Его опытный коллега, 77-летний Ги Ру за два года, что мы не виделись, постарел еще больше. На правом ухе можно заметить слуховой аппарат. Но рассудок создатель «Осера», «накормившего» футболистами пол Франции, еще не потерял.
— Йоахим Лев — хороший тренер, — покачал головой Ги Ру, комментируя стартовые составы — Если Швайнштайгер выходит сегодня на поле, это значит, что он — в отличной форме и готов играть на том уроне, который требуется для выхода в финал. Если бы он был так плох, как кто-то вам говорит, на поле бы не вышел. И потом, как можно называть старым игрока в 31 год? Для классного футболиста — это рассвет! Да, Швайнштайгер мало играл в этом сезоне, но он те же самые шесть недель провел в сборной. Значит, не может не быть готовым к турниру и ответственности!
При этом аксакал вскользь усомнился, что Дидье Дешам действительно собрал на Евро сильнейший состав.
— Пока что Франция должна была обыгрывать каждого соперника, кто попадался ей на пути и, надо отдать должное, она справлялась с этим. Теперь посмотрим, как она справится с серьезным испытанием в лице Германии, тем более, что очень многих игроков, которые могли бы помочь сборной, в составе нет. С теми, кого Дешам пригласил, он работает уже шесть недель и, надо сказать, добился неплохого результата. Но, возможно, даже этой хорошей работы может не хватить для того, чтобы обыграть Германию. Вы на самом деле думаете, что Германия зависит от отдельных футболистов? Поверьте, у них достаточно подготовленных игроков, чтобы выстраивать игру со сложными соперниками на высоком уровне, используя всех 23 футболистов, имеющихся в заявке.
Чья рука?
Куда больший вопрос, чем Швайнштайгер, вызывал Эмре Джан, которому Лев практически не давал шансов в последнее время. С тех пор, как разочаровался в нем, как в правом защитнике. В исполнении универсала «Ливерпуля» в сезоне было немало тяжеловесных матчей, когда он не был в состоянии придерживаться стартовой задачи до конца, собственно, и матч финала Лиги Европы с «Севильей» — о том же. Называя вещи своими именами, Джан в составе — это то, что вызывало опасение уже у немцев, но объективно — Леву было очень сложно иным способом выпутаться из сложившейся ситуации. В конце концов, в 1996-м Германия уже «на дохлячка» выбивала хозяев, оставшись лишь с массажистами, врачами да тренером Берти Фогтсом перед матчем с англичанами. А сейчас видео решающего пенальти Анди Меллера крутят в музее футбола в Дортмунде рядом с золотым голом Оли Бирхоффа.
Страхи — это все у телевизора и на трибуне. Йоги Лев не привык размышлять о каких-либо «что если». Что если Хеведес не сможет разыгрывать как Хуммельс? Может, и не сможет, если по разу обрезали и он, и Боатенг. И только стресс мешал Жиру забивать. Что если Джан не умеет обороняться? Так символично, что первую желтую карточку в матче получил именно он. Обратить внимание стоило на другое. Как после стартового лязга сабель хозяев, немцы высоко зажали Францию на ее половине, постепенно охлаждая кастрюлю «Велодрома» (а Марсельезу здесь действительно поют громче, чем в Париже!). Забегая вперед, немцам пришлось пенять лишь на одно «что если» — на поле не было Марио Гомеса, который мог перевести глобальное преимущество в остроту. «Трехцветные», как и подозревал Ги Ру, только познавали себя в настоящем бою и только к концу тайма чуть сдвинули с груди бетонную плиту, пока соперник переводил дух от постоянного контроля зон.
Лев, конечно, получит теперь за Швайнштайгера на все виды орехов, но бундестренер явно избирал тактику, исходя из того, что именно его команда будет вести 1:0, а не наоборот. Для нынешней формы Басти, да еще и потерявшего во втором тайме опору в виде Боатенга, постоянное дежурство на чужих контратаках было перебором. Голы Франции получились из серии, как если бы вы неудачно прогулялись в старом порту Марселя под чайками. Рука Швайни — была рукой бога. Но какого-то бога очень нехорошего. Словно где-то у Экс Прованса дьявольски захохотала гора Сен Виктуар.
Немцы почти взяли свою высоту теми, кто был, но холм стал осыпаться, когда оставалось воткнуть флаг. Камнепад оказался глобальнее, чем можно было предположить — когда второй раз подряд «прилетает» в руку, травмируется лучший защитник, ведущий игру уж точно лучше Эмре Джана, а в прямом смысле «в пролете» оказывается сам Мануэль Нойер, даже Дидье Дешаму после финального свистка остается разводить руками. Добавьте сюда семь голевых моментов, которые Франция допустила у своих ворот при счете 2:0 да еще и с выходом Канте, и к самому важному финалисту на этом чемпионате возникнут вопросы. Куда более заковыристые, чем к Йоахиму Леву.
Марсель
Германия — Франция — 0:2
Германия: Нойер — Киммих, Боатенг (Мустафи, 61), Хеведес, Хектор — Швайнштайгер (к) (Сане, 79) — Джан (Гетце, 66), Озил, Кроос, Дракслер — Мюллер
Франция: Льорис (к) — Санья, Косьельни, Умтити, Эвра — Погба, Матюиди — М. Сиссоко, Гризманн (Кабай, 90+1), Пайет (Канте, 71) — Жиру (Жиньяк, 77)
- Голы: Гризманн, 45+1, с пенальти; 72
- Предупреждения: Джан, 36; Швайнштайгер, 45+1; Озил, 45+1; Дракслер, 50; / Эвра, 43; Канте, 75;
- Судья: Никола Риццоли (Италия)