Вне ледовой арены Андрей Назаров похож на молодого преподавателя или ученого — старательного, подающего надежды, быть может, будущего профессора. Еще он немного напоминает… Билла Гейтса, главу всемирно известной корпорации.
Сравнение экзотическое, но, как мне кажется, правомерное, ибо главный тренер челябинского «Трактора» наверняка хочет — нет, просто жаждет — прославиться на новой (пока еще) тренерской стезе. Но и прежняя, игровая, принесла ему достаточно известности, в том числе и скандальной. Двенадцать сезонов в 7 клубах НХЛ — это многого, в том числе в финансовом отношении, стоит. Былые и бывалые соперники Назарова, верно, до сих пор морщатся от боли, потирая отбитые русским гигантом бока. Свое последнее великое сражение тафгай принял на льду Ярославля, играя за омский «Авангард»…
Тренером Назаров стал в неполные 33 года, когда иные хоккеисты еще заключают долгосрочные контракты. Конечно, Андрей Викторович сменил амплуа не только для того, чтобы установить абсолютный рекорд страны — столь молодых коучей до сей поры в российском хоккее не было. Возможно, Назаров исчерпал себя, устал, к тому же ему до смерти надоело гоняться за шайбой и беспрестанно кого-то колошматить. Ведь и характер у него довольно мирный. Да и особых причин усердствовать уже не было: сколько смог, а смог немало — форвард заработал. Словом, прежний основной инстинкт ослабевал, однако зарождался новый…
Мне кажется, в досрочном — во всяком случае, раннем — уходе Назарова со льда есть еще одна причина. Чем сильнее он опустошал себя как игрок, тем больше наполнялся как тренер: опытом, игровыми идеями и моделями. И переход из одного состояния в другое становился вопросом времени, которое наступило меньше года назад. Между прочим, Назаров принял «Трактор» из рук Геннадия Цыгурова, который был ровно вдвое старше своего преемника. И дебютанта мало кто — кроме, разумеется, руководства «Трактора» — принимал всерьез.
…Нынче команда Назарова — злая, неистово сражающаяся в каждом матче независимо от цифр на табло. Таким был сам Назаров в бытность игроком, и теперь, образно выражаясь, он намерен клонировать в «Тракторе» десятки подобных себе. Или, что стало бы идеальным вариантом, более совершенных.
Назаров может простить хоккеистам тактическую или позиционную ошибку, но никак не леность, тем более уклонение от борьбы и трусость в кулачных боях. Однако, полагаю, тренер не станет держать в команде игрока, который дефицит способностей компенсирует лишь умением опрокинуть соперника на лед. Любой из его парней должен показывать себя и гладиатором, что немало забавляет публику, и искусным мастером, что тех же болельщиков восхищает. Уверен, что подобной демонстрации хоккейной профпригодности, иначе говоря, стабильности, Андрей Викторович требует беспрестанно.
«Трактор» очень скоро может превратиться в источник постоянной опасности для любых, в том числе и самых титулованных, клубов России. В общем, это уже происходит, но пока эпизодически. Хотя, не исключаю, что уже в нынешнем плей-офф фаворитам будет нелегко сохранить лицо в серии с уральцами. В прямом и переносном смысле...
Очень хотелось бы завершить свои заметки на мажорной ноте. Увы, мерцает иной, современный и грустный, вариант развития событий: перспективный «Трактор» вполне могут растащить на «запасные части» зажиточные российские и иностранные клубы. Самые способные игроки окажутся за океаном, и в НХЛ не раз вспомнят добрым словом мистера Назарова за хорошие кадры и будут пить за его здоровье его же фирменную водку Nazaroff.
Наверное, и сам молодой тренер, как это ни парадоксально, опасается взлета своей команды. Точнее, его последствий. Хотя Назаров в любом случае окажется в выигрыше. Даже если «Трактор» будет разрушен и работа в нем потеряет смысл, у Андрея Викторовича возникнет масса иных вариантов трудоустройства. И наверняка более заманчивых.