• Оправдательная арифметика

    Тактика

    14.05.09 16:46

    Оправдательная арифметика - фото

    Фото: ФК «Спартак»

    Автор: Спорт день за днём

    Два разгромных счета, второе подряд поражение «Крыльев Советов», вернувшихся на прошлогоднее итоговое место, еще одна волевая победа ЦСКА — основные, пожалуй, точки восьмого тура. После него вновь заговорили об игре «вторым номером», проблемах с действиями на флангах и об использовании так называемых чистых форвардов, которых по вполне понятным причинам становится меньше.

    Расчет на «первый-второй»

    Прочно вошедшие в лексикон фразы «Нам пришлось играть вторым номером», «Наша задача — сыграть вторым номером», «Нам ничего не удалось извлечь из игры вторым номером» (и им подобные, ключевые слова в которых — «второй номер») стали настолько привычными, что ими стали пользоваться, пытаясь в сжатой форме объяснить поведение на поле той или иной команды и все списать на нумерацию. «Вторым номером» стали оправдывать даже крупные поражения: чем, дескать, футболисты виноваты — им так пришлось играть.

    За терминологической цифирью между тем скрыты два весьма важных обстоятельства. Во-первых, когда тренеры, характеризуя игру своей команды, вспоминают про «второй номер», совершенно непонятно, то ли они сами приняли решение играть так, как играли, то ли действовать именно так их заставили соперники. Во-вторых, при таком расчете — «первый номер, второй» — сложно говорить об истинных возможностях той или иной команды. Как, скажем, по матчу «Рубин» — «Томь» понять, умышленно томская команда отдала игру чемпионам в свои руки или же соперник подмял ее под себя; умеют ли гости атаковать с привлечением необходимых для действенных атак сил; в состоянии ли они вести нормальную оборону в условиях неоспоримого превосходства хозяев поля. Все эти сведения объясняются просто: играли «вторым номером», потому что «первым» играть в Казани практически невозможно. Мол, в последнее время это удалось сделать только «Спартаку».

    «Спартак», надо сказать, не играл в Казани ни «первым», ни «вторым» номерами (равно как и игру «Рубина» против «Спартака» не стоит упрощать до этих цифр). Спартаковцы старались надежно обороняться, когда того требовала складывавшаяся на поле ситуация. Они пытались на скорости, как можно быстрее преодолевая середину поля, переходить из оборонительной стадии игры в атакующую. И — наоборот. Игру же «Томи» точнее всех охарактеризовал ее тренер Валерий Непомнящий: «Сегодняшние «Томь» и «Рубин» — команды разного уровня и класса». Уровень и класс (заодно и плохая готовность, как, скажем, у «Сатурна»), а не какой-то придуманный «второй номер» — первопричина невнятной игры, демонстрируемой сегодня подавляющим большинством команд премьер-лиги. «Спартак» раздавил «Сатурн» потому, что лучше готов физически и играл на скоростях, которые соперникам могли только присниться. Технически спартаковские исполнители оснащены на порядок лучше, нежели игроки «Сатурна». Юрген Ребер назвал ряд своих футболистов «щеглами» и «дерьмом», но кто, как не Ребер, имевший зимой отменные условия для зарубежных тренировочных сборов, готовил «Сатурн» к сезону и подготовил его — физически и тактически — так, что команда рухнула в конец таблицы, проиграв пять матчей из восьми и пропустив в восьми турах 18 (!) мячей?

     

    Целина на флангах

    Питер Одемвинги, деликатно вторгнувшись в тренерскую епархию, был прав, наверное, когда сказал, что «Локомотив» при Рашиде Рахимове (команда (одна из самых сильных в премьер-лиге по составу) плохо использовал фланги. Качественные командные действия на флангах (особенно с внезапными изменениями направления атак) растягивают оборону соперников (как это делали, например, ЦСКА в матче с «Динамо», «Спартак» во встрече с «Сатурном», а «Зенит» в игре с «Крыльями») и позволяют быстрее доставить мяч в центральную зону — до тех, кто в конкретный игровой момент в состоянии завершить атаку. В спартаковском матче с «Сатурном» был эпизод, когда после хорошей атаки слева последовало продолжение в центр и один на один мог выходить оставшийся без присмотра Штранцль (оборона подмосковного клуба была в этот момент максимально растянута спартаковцами), но центральный защитник в последний момент замешкался.

    «Локо» строил игру таким образом, что фланги действительно загружались нечасто. Они, возможно, освобождались для внезапных подключений крайних защитников, но, во-первых, далеко не каждый соперник позволит Янбаеву и Кузьмину сновать по флангам, создавая опасность («Москва», к примеру, не позволила), а во-вторых, в одиночку сегодня продраться к линии ворот и сделать оттуда нацеленную передачу практически невозможно. Значительные же силы для игры на флангах «Локомотив» не задей­ствует.

    Использование форвардов

    В большинстве команд премьер-лиги в стартовых составах по одному так называемому чистому форварду. Это, понятно, не означает, что атаковать больше некому. Напротив, в атаке возможности клубов, имеющих в середине поля хороших универсалов, с одинаковой примерно степенью полезности участвующих в атакующих и оборонительных действиях, значительно возрастают. Пример — ЦСКА. Один нападающий (Вагнер) имеет колоссальную поддержку большой группы партнеров. В матче с «Динамо» ими были Маазу, Дзагоев, Жирков, Мамаев, Шемберас. Реже — Джанер, появившийся на непривычной для себя позиции левого защитника, но во втором тайме активно заработал впереди и он. После выхода Нецида вместо Дзагоева (замены, направленной исключительно на усиление атаки) ЦСКА продолжил играть с одним форвардом. Им стал Нецид. Вагнер отошел назад и атаковал вместе с Жирковым, Маазу, Карвалью, Джанером из глубины. Закончилось все это, как известно, двумя голами в ворота «Динамо» и победой ЦСКА.

    «Спартак» формально играл с двумя нападающими, но если взглянуть на зоны действия Дзюбы, то станет понятно, что молодой футболист был призван принимать самое активное участие в зарождении атак в середине поля и нагружен оборонительными заданиями. Впереди у «Спартака» — на острие — без устали курсировал Веллитон, постоянно, из матча в матч совершающий огромный объем работы. Конкуренцию ему по этому показателю может, по всей вероятности, составить Кержаков, однако ситуация у динамовца, стоит предположить, гораздо сложнее. Если использование «Спартаком» и «Динамо» флангов вполне сопоставимо (у динамовцев после того, как на краях стали играть братья Комбаровы, фланговая игра, быть может, стала не менее эффективной, чем в исполнении спартаковских хавбеков, прежде всего, конечно, Быстрова), то в середине поля у «Спартака» несомненное превосходство. Хохлов, понятно, дей­ствует на высоком уровне, но его усилий в плане созидательной игры мало. Кержаков был бы гораздо полезнее, имей он такую поддержку, какую имеют от своих атакующих групп его коллеги Веллитон, Вагнер, Погребняк.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»