Лига чемпионов четко продемонстрировала проблемы в игре ЦСКА, которые, может быть, немного ретуширует и маскирует российский чемпионат. Главная — это, конечно, центр поля. Позиция опорных полузащитников невероятно важна при хрупком построении в три защитника, но именно здесь в сезоне у ЦСКА появилась самая серьезная трещина.
Результаты выступлений «опорников» в Лиге чемпионов можно назвать ужасающими: никто из более-менее часто игравших не выиграл и половины единоборств, хотя еще год назад и Рахимич, и даже Алдонин «выгрызали» центр поля у соперников.
Над опорными полузащитниками так и не удалось найти серьезную замену Даниэлю Карвалью — стремительный Дуду и техничный Рамон так и не сумели связать защитную линию ЦСКА с атакующей. Карвалью сыграл лишь два матча в Лиге, но показал неплохие качества созидателя. Показательно его соотношение подготовительных и конструктивных передач (27 против 77) — из четырех передач три у Даниэля направлены на активное созидание. Другие центральные полузащитники, пытавшиеся его заменить, — и Дуду, и Рамон, и Красич — часто пытаются сыграть поосторожней.
Часто в матчах Лиги созидание армейцев отдавалось на откуп опорным полузащитникам — и те подолгу перепасовывались в районе центрального круга. Посмотрите процент брака в передачах: они и правда редко ошибались, но почти и не обостряли игру. Два других способа начала атаки — это либо длинный заброс центральных защитников вперед, в борьбу, либо фланговая атака.
Заброс на форварда был актуален, пока впереди играли Жо с Вагнером. Жо отлично боролся вверху, Вагнер — неплохо внизу и, выиграв мяч, почти никогда его не терял. Вагнер участвовал лишь в трех играх ЦСКА в Лиге, но принес команде, безусловно, наибольшую пользу: он чаще других бил по воротам, смело шел в обводки. Матч в Милане против «Интера» стал бы безусловным триумфом связки бразильских нападающих, если бы не итоговый результат.
Но когда вместо них в нападении выходил юный Давид Янчик, смысл длинных передач вообще пропадал: поляку крайне редко удавалось зацепиться за мяч. В таких играх оставался только один способ организовать атаку — через фланг. И вот здесь-то обнаружилась еще одна проблема: у ЦСКА не было яркого правого фланга (Красич выдал лишь одну замечательную игру, Ратинью на поле часто терялся, а Шемберас был надежен, но не более того), а слева в нынешней Лиге значительно сдал Жирков.
Многие называли прошедший год трудным для Жиркова. И в сборной, и в ЦСКА ему приходилось серьезно подчищать огрехи опорных полузащитников. Из-за ненадежной средней линии Жирков часто большую часть матча проводил на своей половине поля, страховал левую зону, когда левоцентральный защитник выходил к центру, на место запоздавших опорных полузащитников.
Жирков в нынешней Лиге не был столь успешен в обострении. Конечно, он все равно сыграл все матчи и все равно отдал больше всех в ЦСКА острых передач, но вот процент брака в обводках (ключевой показатель для крайнего полузащитника, у Жиркова он чуть меньше сорока) был ниже его же лучших образцов.
На первый взгляд, хуже всех сыграли вратари и защитники. Мандрыкин «привез» ЦСКА несколько поражений, ненамного лучше сыграл выздоровевший к последним турам Акинфеев. Ни один матч не обошелся без грубой ошибки кого-то из защитников. Совсем низкие показатели по качеству борьбы у братьев Березуцких (около 60% выигранной борьбы для защитников очень мало). Не удался дебют в Лиге и Григорьеву — он внешне вроде и выглядел неробко, но на деле в доброй половине случаев проигрывал борьбу. В четырех своих матчах Лиги Антон выиграл лишь одну борьбу вверху, а девять раз проиграл.
Но есть ощущение, что проблемы защитников и вратаря идут от недостаточно надежной линии «опорников», а крайним полузащитникам, очевидно, не хватает пространства (недостаточно агрессивный центр поля) и умного паса (опять же из центра). Проблема опорных полузащитников в нынешнем сезоне сломала всю казавшуюся надежной цээсковскую конструкцию. И только два бразильских форварда как творили чудеса в районе чужой штрафной, становясь чемпионами России год назад, так и продолжали творить, когда их команда проводила свой худший сезон в Лиге чемпионов.