Каждому тренеру знакомы ситуации, когда итоговый расклад зависит не только от того, как сыграл ты, но и от того, как сыграли конкуренты.
«Спорт день за днем» обратился к футбольным и хоккейному тренерам с просьбой ответить на четыре вопроса.
1. Вашей команде когда-нибудь помогали занять более высокое место клубы, которым ничего уже в турнирном отношении не светило?
2. Вы когда-нибудь просили кого-то помочь вашей команде, пусть даже в шутку?
3. Обращались ли когда-либо к вам за помощью?
4. Что, на ваш взгляд, кроется за внезапной помощью: спортивное честолюбие команды-помощницы? Желание действительно кому-то помочь? Случай?
Равиль Сабитов, бывший главный тренер «Торпедо»
1. Конечно, в футболе такие ситуации не являются редкостью. В моей тренерской практике подобное случалось. Например, когда я работал с казахстанском «Тоболом», такое происходило несколько раз. Бывало, потеряешь очки и думаешь, что все – первое место потеряно. Но потом узнаешь результаты других игр, а твой прямой конкурент проиграл. Обычно все это благополучное стечение обстоятельств, я бы сказал, элемент удачи.
2. У меня была противоположная ситуация, когда мы помогли словацкой сборной. Были тогда на отборочном турнире юношеского чемпионата Европы, где в нашей группе играли Андорра, Албания, Словакия и мы. Наша команда гарантировала себе первое место, но в последнем матче мы не стали отбывать номер, а обыграли албанцев – непосредственных конкурентов словаков. Благодаря этому сборная Словакии прошла дальше со второго места.
3. Лично ко мне никто никогда по такому поводу не обращался даже в шутку. Но однажды, в 1997 году, произошла забавная вещь. Я тогда работал в «Химках», которые выступали в первом дивизионе. Перед матчем кубка России к нам обратились представители одного из клубов премьер-лиги с просьбой обыграть представителя элитного дивизиона, поскольку в следующем раунде им предстояло встретиться с победителем нашей пары.
4. Конечно, если речь идет о профессиональном спорте, то основная причина заключается в спортивной принципиальности. Потом ведь есть тренеры, которые не позволяют футболистам делить матчи по степени их важности. Но бывает, что и случайности происходят, не без этого.
Александр Тарханов, заслуженный тренер России
1. Если честно, я не припомню, чтобы моей команде кто-то помог или наша команда кому-то помогла. Такое возможно в основном на стадии отборочных турниров, в чемпионатах страны это случается крайне редко, разве что на самом финише. На Евро-2008 нашей сборной помогли попасть хорваты – это все хорошо помнят. Кстати, сейчас армяне тоже постарались. Возможно, их помощь нам пригодится.
2. Нет, такого не было, я вообще не люблю ничего просить.
3. Ко мне с подобными просьбами и предложениями не обращались.
4. Каждый играет, прежде всего, сам за себя. И это не расценивается, как какая-то «помощь» команде-сопернице. Думаю, когда армяне недавно играли со словаками, они совершенно не думали о том, чтобы помочь сборной России. Ведь они сами не потеряли шансов попасть на Евро-2012 хотя бы со второго места. Точно так же и наша национальная команда на поле думает, прежде всего, о своих интересах, а не о том, чтобы протянуть кому-то руку помощи.
Станислав Черчесов, бывший главный тренер «Спартака»
1. Знаете, я не понимаю, откуда берутся такие точки зрения. Вам кажется, что кто-то кому-то помогает? И вы думаете, что сборная Армения помогла сборной России? А ведь на самом деле Армения помогла самой себе. Во-первых, подняла свой авторитет, а, во-вторых, получила хороший шанс попасть со второго места на чемпионат Европы. Так что при чем здесь Россия? Хорваты четыре года назад тоже выходили и играли под своим флагом, за свою страну, играли так, как могли. И если они одерживают победу, то они радуются именно своей победе, а не тому, что помогли кому-то из соперников. Так что у меня здесь совсем другое понимание вопроса.
2–3. Просить кого-то о чем-то я никогда не буду. Как можно до такого опускаться? Это что, меня тоже надо просить, чтобы моя команда играла лучше? Но я лично всегда готов играть хорошо – и как бывший спортсмен, и как нынешний тренер. Получается, если кто-то кого-то о чем-то не попросил, надо плохо играть, что ли?
4. В моем понимании сборные и клубы всегда играют за себя, за свою честь, а если и «помогают» кому-то, то это дело исключительно случая. Потому что есть имя, есть страна, есть зрители, которые приходят поболеть за тебя. Играть надо для них, а не потому, что что-то где-то как-то может помочь соперникам. Мне это вообще сложно понять.
Игорь Никитин, тренер омского «Авангарда»
1. В 2009 году в последний игровой день регулярного чемпионата «Северсталь» проиграла одному из лидеров – магнитогорскому «Металлургу» – и осталась на 17-м месте, а «Авангард» вышел в плей-офф с 16-го. Такое в спорте случается. Потому это и называется игрой, что ты не знаешь, что произойдет. Не сказать, что мы ждали чуда, но надеялись на благоприятный для нас исход. Конечно, я не был абсолютно спокоен, но от меня уже ничего не зависело, так что оставалось просто ждать результата. Мы к этому привыкшие, ведь каждая игра – это определенный стресс. И в любом случае наше волнение не помогло бы «Магнитке» выиграть у Череповца. В общем, мы ждали и готовились к плей-офф – ведь если случится чудо, надо быть к нему готовым.
2–3. Нет.
4. Например, в нашем случае нельзя говорить, что «Металлургу» ничего не было нужно. Ведь для них это был последний матч перед плей-офф – как команда его проведет, в таком состоянии и войдет в кубковую стадию. Так что им эта победа была очень даже нужна. Да и в любом случае, на лед выходят настоящие спортсмены. Каждая игра – это соревнование, это честолюбие, да. Потому они и называются спортсменами, что всегда хотят победить.
Опубликовано в еженедельнике «Спорт день за днем» №36 (21-27 сентября 2011 года)
Использование материалов еженедельника без разрешения редакции запрещено.