• Олимпийский чемпион Вячеслав Зайцев: «Когда мы обыграли американцев, они плакали»

    Легенды питерского спорта

    02.07.12 00:39

    Олимпийский чемпион Вячеслав Зайцев: «Когда мы обыграли американцев, они плакали» - фото

    Фото: EPA / VOSTOCK-Photo

    Связующий сборной СССР и ленинградского «Автомобилиста» Вячеслав Зайцев — один из лучших волейболистов в истории этого вида спорта. Он выигрывал Олимпиаду в Москве, дважды становился обладателем серебряной олимпийской медали, два раза побеждал на чемпионатах мира и семь раз на чемпионатах Европы. Первым из советских волейболистов уехал играть за границу, а впоследствии стал довольно успешным тренером. О том, почему легче было выиграть Олимпиаду, чем чемпионат СССР, и за что игроков «Автомобилиста» называли «адскими водителями», Вячеслав Зайцев рассказал в интервью «Спорту».

    Вопросы решались не на площадке, а в кабинетах

    — Вы победитель Олимпиады, неоднократно выигрывали чемпионат Европы, мира, Кубок мира. Однако чемпионат СССР вам так и не покорился. Жалеете об этом?
    — Нет. В те времена стать чемпионом СССР было практически невозможно. Мы боролись за золото с московским ЦСКА, где собирались лучшие игроки со всей страны. К сожалению, нам так и не удалось ни разу их обойти. Тем не менее ленинградский «Автомобилист» был 13-кратным серебряным медалистом отечественного чемпионата. К тому же дело было не только в спорте. Тогда многие вопросы решались не на площадке, а в кабинетах. Главный тренер «Автомобилиста» возглавлял сборную СССР, и некоторым чиновникам казалось, что для Ленинграда этой почести достаточно.

    — В ЦСКА перейти предлагали?
    — В Москву меня звали на протяжении всей карьеры, но я остался верен «Автомобилисту».

    — В те времена некоторых спортсменов, не желавших переезжать в Москву, доставляли в столицу буквально под дулом автомата.
    — Было и такое, призывали молодых парней в армию, а там уже заставляли играть за ЦСКА. Во времена, когда сборную тренировал Юрий Борисович Чесноков, говорили даже так: «Не будешь играть в ЦСКА, не будешь играть в сборной». Со мной то же самое было, но у меня имелись небольшие медицинские противопоказания. Плюс, когда сборную возглавил Платонов (главный тренер «Автомобилиста». — «Спорт»), стало значительно проще в этом отношении. У меня даже жена — москвичка, но я родился и вырос в Питере. Этот город всегда был для меня родным, как и «Автомобилист» был для меня родным клубом.

    — В 1970-1980-х годах вас называли «адскими водителями». Откуда взялось это прозвище?
    — Мы показывали совсем другой волейбол. Играли такие комбинации, которые не могла выполнить ни одна команда. За счет этого мы побеждали всех, кроме ЦСКА, но там, как я уже сказал, были свои нюансы.

    На игре с бразильцами было сто тысяч человек

    — Как впервые получили приглашение на Олимпиаду?
    — Впервые меня взяли в сборную на Олимпиаду еще в 1972 году. Я провел вместе с командой весь подготовительный цикл, но в последний момент вместо меня взяли игрока из ЦСКА. Ну а дальше я из сборной уже практически не уходил.

    — В финале Олимпиады в 1976 году вы проиграли полякам, в 1988-м — американцам. Какое из этих двух поражений обиднее?
    — В 1976 году мы должны были побеждать. Но обстоятельства сложились так, что мы проиграли — 2:3. Ошибся Владимир Чернышев. Его, к сожалению, сейчас уже нет в живых. Он решил отбить мяч, который улетал в аут. Блока на этом мяче не было. Ему все кричали: «Аут!» Лишь в последний момент он убрал руку, но мяч чиркнул ему по спине. Этот момент решил исход всей игры. Год спустя мы отомстили полякам, обыграв их на Кубке мира в Японии. После этого нам уже не было равных. На Играх в Москве мы стали первыми. Олимпиаду в 1984 году нам пришлось пропустить из-за бойкота. Чемпионом там стала сборная США. Но буквально через несколько месяцев после этого мы обыграли их на международном турнире в Японии. Американцы плакали.

    — В 1982 году вам довелось играть в волейбол на знаменитом футбольном стадионе «Маракана» в товарищеском матче сборных СССР и Бразилии. Рассказывают, что на той игре присутствовало сто тысяч зрителей.
    — Так оно и было. В Рио-де-Жанейро тогда шли сильные дожди. Мы ждали целую неделю, пока распогодится. В центре футбольного поля поставили настил, и мы на нем играли в присутствии ста тысяч человек. Мы проиграли, но это было просто шоу. Спустя три недели в Аргентине проходил чемпионат мира, где мы вынесли бразильцев со счетом 3:0.

    Волейбол в Питере? Все разобрано, все поделено…

    — Вы первым из советских игроков уехали играть в зарубежный чемпионат, в вашем случае — в Италию. Как это произошло?
    — Моя карьера игрока подходила к концу. Мне было 36 лет, и многие журналисты и тренеры говорили мне, что я уже старый. А сейчас Хамутцких в 42 года продолжает играть и это считается нормальным. Поэтому я решил уехать играть в Италию и нисколько об этом не жалею. Там у меня родился сын. Сейчас он один из лучших игроков итальянской сборной.

    — Это ваше решение, чтобы он взял итальянское гражданство?
    — Он сам так решил. Он родился и вырос там. Я не возражал, просто сказал ему, чтобы он хорошо подумал, прежде чем это делать. В прошлом сезоне он стал лучшим бомбардиром итальянского чемпионата. Вполне возможно, что через некоторое время мы увидим его в российском первенстве.

    — Вы уже давно занимаетесь тренерской деятельностью. Почему до сих пор не сложились отношения с родным «Автомобилистом»?
    — У меня есть желание помочь клубу, но у города такого желания я не вижу. Обидно, что одна из лучших команд чемпионата СССР сейчас никому не нужна. Даже несмотря на тяжелое финансовое положение, «Автомобилист» вышел по итогам прошлого года в Суперлигу. Сейчас он снова вылетел из элиты. Волейболисты в Питере получают гроши по сегодняшним меркам. Есть люди, которые пытаются исправить ситуацию, но все безрезультатно. Сейчас вообще непонятно, выживет ли «Автомобилист» как клуб или нет. В городе нет практически ни одной волейбольной школы. Все, что есть, держится на голом энтузиазме. Я и другие питерские олимпийские чемпионы пытались создать свою школу. Мы ходили к руководству города, спорткомитета, но все бесполезно. Все разобрано, все поделено.

    На Олимпиаде можно повторить судьбу футболистов

    — Ваш прогноз на предстоящий олимпийский турнир?
    — Я всегда был и остаюсь патриотом, но мне сложно сейчас давать какие-то прогнозы. Мужская сборная попала в сложную группу. Будет очень трудно. Может произойти то же, что с нашими футболистами: нарвемся на приличную игру одной из команд, проиграем и улетим домой. Но будем надеяться, что обойдется. Победа в сезоне-2011 в Мировой лиге с точки зрения психологии для нас большой плюс.

    — О женской сборной что скажете?
    — У женщин все будет зависеть от того, в какой форме окажется Екатерина Гамова, успеет ли вернуться Соколова. Но женский волейбол очень специфичный. Это практически другой вид спорта.


    Читайте «Спорт день за днём» в
    Подпишитесь на рассылку лучших материалов «Спорт день за днём»