За выступлениями спортсменов «Катюши» знаменитый российский велосипедист Вячеслав Екимов наблюдает со стороны, работая в американской «конюшне» RadioShack, созданной несколько лет назад под легендарного Лэнса Армстронга. Однако собственное мнение о нынешнем состоянии отечественного велоспорта и шансах наших гонщиков на успех в предстоящей многодневке «Тур де Франс» у него есть. Некоторыми своими соображениями накануне старта гонки Екимов поделился со «Спортом».
— Контракт с RadioShack в этом году у вас заканчивается. Чем займетесь потом?
— Захотят ли спонсоры финансировать нашу команду дальше, неизвестно. Но в листе ожидания на пролонгацию контрактов числюсь и я.
— Чему вас научили пять лет совместной работы с Йоханом Брюнелем — одним из лучших, как принято считать, менеджеров мирового велоспорта?
— Брюнель — ходячая википедия и пример работоспособности, ума, схватывания ситуации, ориентации в пространстве. Этому научить невозможно. Но наблюдая за тем, как он работает, я учился сам.
— Готовы выйти из тени Брюнеля и руководить какой-либо профессиональной командой самостоятельно?
— Американцы на этот вопрос ответили бы просто: если не я, то кто? Я рассуждаю примерно так же. И не боюсь ответственности, в том числе большой. Но, подключившись к какому-то новому для себя проекту, я хочу, чтобы мое слово было не совещательное, а имело бы вес в принятии стратегических решений. А на вторых ролях я прекрасно себя чувствую и в RadioShack. Менять шило на мыло ради денег смысла не вижу.
— А в российский проект вас не приглашали?
— Вообще-то я привык к своей нынешней команде, и ее предложение будет мной рассматриваться в первую очередь. Но не исключаю, что мои знания и умения когда-то найдут приложение и в российском велопроекте. Мне кажется, у меня сложились нормальные отношения с организатором «Катюши» — главой группы компаний «Итера» и президентом Федерации велоспорта России Игорем Макаровым. Прошлой осенью мы встретились. Но умер Виктор Черномырдин, друг Игоря Викторовича, и я, понимая, в каком Макаров состоянии, все свои вопросы оставил тогда при себе. Однако был рад уже тому, что он меня в ту поездку пригласил и тем самым показал свое ко мне расположение. Потом я несколько раз пытался связаться, изложить некоторые свои мысли, в том числе и коллегам господина Макарова, но безуспешно.
— Что, по-вашему, необходимо предпринять, чтобы наш велоспорт вышел на мировой уровень?
— Самое главное — развивать календарь внутренних соревнований, сделав этот процесс, как во всех странах Европы, перманентным. Допустим, один большой спонсор учреждает свой Кубок. И каждую неделю 180–200 отобранных для участия в нем ребят в рамках этого Кубка начинают соревноваться. Это могут быть гонки на уик-энд, многодневки или классические однодневки, которые обеспечат нашим спортсменам главное — постоянную соревновательную нагрузку. Зимой, кстати, можно прекрасно гоняться в Краснодарском крае. Естественно, под календарь создается и рейтинг гонщиков, верхушка которого и составит впоследствии костяк, к примеру, молодежной команды «Итера-Катюша».
— Есть ли сейчас в России по-настоящему талантливые молодые гонщики?
— Из тех, кто у меня на глазах, выделю спринтера Дениса Галимзянова. Я давно уже говорил, что его необходимо «выкатывать», создав спринтерскую раскатку в лице Николая Трусова, Алексея Маркова и Александра Серова. Но с двумя последними «Катюша» рассталась… В нынешнем составе россияне — на второстепенных ролях: привези — отвези. Один Саша Колобнев пытается сражаться за себя. Конечно, есть звездные ребята — Фелипо Поццато (30 июня он сломал руку и выбыл из строя. — «Спорт») и Хоакин Родригес. Но команда настолько большая, что лидеры могут ехать в больших гонках с поддержкой из других иностранных бойцов. А российское звено хорошо бы использовать в гонках помельче. Но это были бы их гонки.
— Зато в нынешнем «Тур де Франс» одни россияне поедут.
— Для них это шанс показать свое лицо, и скоро мы увидим: российский состав на «Туре» — это жизнеспособная идея или же полная, как говорится, утопия…